В Чулыме Новосибирской области чиновники администрации и депутат районного совета подали иски к 60-летней Надежде Ермолаевой, которая в социальной сети сделала репост видеороликов о жизни города: плохом состоянии дорог и проблемах с вывозом отходов. Истцы полагают, что Ермолаева распространила недостоверную информацию, опорочив их честь и достоинство. Первоначально они требовали от женщины-инвалида 300 и 400 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, но по ходу судебного процесса изменили требования – дать опровержение и компенсировать 500 рублей. Надежда Ермолаева рассказала Сибирь.Реалии, почему чиновники подали в суд именно на нее, ведь один из них– ее дальний родственник, а другая – подруга детства.
"Я очень сильно подорвала здоровье"
В исковых заявлениях (есть в распоряжении редакции) речь о двух роликах, которые Ермолаева разместила у себя на странице во "ВКонтакте". Автор первого видео показывает состояние дорог в Чулыме, также в кадре появляется изображение главы города Андрея Степанова за нарисованной тюремной решеткой. Во втором ролике, снятом местным предпринимателем Сергеем Турковым, показан его конфликт с Андреем Степановым и депутатом районного совета Александром Артемченко на одной из дорог на выезде из Чулыма. Артемченко и Степанов говорят предпринимателю, что он не имеет права выливать жидкие бытовые отходы в этом месте, поскольку существует специально оборудованный полигон. Автор видео замечает, что он может выливать отходы на указанном участке, поскольку на территории района официально не определено место для полигона. Площадка, о которой говорят Степанов и Артемченко, не может считаться полигоном, поскольку на ней нет очистных сооружений. К тому же, по словам предпринимателя, чтобы воспользоваться этой площадкой, ему нужно отдать 40% своего дохода. Автор видео говорит Степанову, что тот "состоит в доле" и "все знают, что свалка на троих – Артемченко, Степанов и Кудрявцева" (Светлана Кудрявцева – глава Чулымского района. – СР). Именно эти формулировки, по мнению истцов, порочат их репутацию.
Полигоном управляет ООО "Техплощадка", генеральным директором которого является Александр Артемченко. С 2004 по 2018 год он был главой Чулымского района, пока не ушел в отставку по состоянию здоровья. С 2014 года компания принадлежит Яне Белых – судя по социальным сетям, дочери Артемченко.
– Надежда Николаевна, как и когда вы узнали, что чиновники и депутат подали на вас в суд?
– Это началось в августе. Изначально ко мне пришли иски от Кудрявцевой Светланы Николаевны – 400 тысяч моральный вред, и от Артемченко Александра Ивановича – за моральный вред 300 тысяч. Самое главное, что они изначально исходили из того, что я автор роликов и что я распространила недостоверную информацию. Потом я пришла на официальный прием к Кудрявцевой, у нее там сидел юрист. Я ей все показала: откуда взяла эти ролики, откуда сделала репост и так далее. Они, кстати, в свободном доступе: как гуляли по сетям, так и сейчас гуляют. Она попросила меня эти ролики удалить, я и удалила. Но буквально спустя неделю ко мне пришел еще один иск. От главы города Чулым Степанова – на 400 тысяч морального вреда. Первой пришла повестка по делу Степанова. Потом уже были суды по Кудрявцевой и Артемченко. Я сразу пришла в суд, предоставила документы, что я инвалид. У меня вшит кардиостимулятор. На первом же заседании мне стало плохо. Мне периодически становилось плохо на судах. Я стоя говорить не могла, меня судьи усаживали. Позже их защита предоставила протоколы осмотра моей страницы во "ВКонтакте": во всех трех делах они одинаковые. Затем адвокат принесла флешку с этими роликами, ее в суде зафиксировали: когда вскрыли и так далее. Запись оказалась отвратительной: картинка плохая, звук – тоже. То есть судья по факту ничего не услышал из этих роликов. Но важно, что потом адвокат флешку забрала с собой, а на другое заседание принесла уже другую. Это же грубое нарушение. По факту суд должен был сразу отказать в иске, потому что доказательной базы никакой нет.
– Вас напугали столь солидные суммы в исках?
– Для меня это был шок, потому что это моя личная страница. Я туда сохраняю то, что мне нравится. Я гадание, кулинарию туда сохраняю. Тем более ролики в открытом доступе. Плохо, что пока идет суд, я подорвала очень сильно здоровье. Я потеряла аппетит, потеряла сон. Мне тут недавно сын из Новосибирска скорую помощь вызывал, сюда звонил, в местное отделение. Ну, не хотела я, чтобы врачи приезжали… Но меня так "жимануло", что я по полу валялась. На нервной почве "взбунтовался" желудок, хотя раньше у меня с ним вообще проблем не было. Давление снова начало скакать. Я же у кардиолога стою на учете. Мне нынче врачи подобрали такой хороший дорогой препарат от давления: с марта давление было фактически идеальное. Сейчас снова все скачет: давление, сердцебиение.
– Но затем требования истцов изменились? Как вы думаете, почему?
– Почему – честно, мне сложно судить. После некоторых разбирательств пришли уточненные иски, где они признали, что я не являюсь автором роликов. Они ходатайствуют в качестве соответчика привлечь Туркова Сергея – автора ролика о свалке. Я выступила категорически против. Да, я сказала на суде, что ролики снимали определенные люди. Они за них несут ответственность. Хотя какая может быть ответственность? В этих роликах – все правда! Один ролик касается плохих дорог. Они до сих, конечно, плохие, но после появления именно вот этого ролика их чуть-чуть подремонтировали. А второй ролик рассказывает о полигоне жидких бытовых отходов. Бывший глава района Артемченко там оформил все на свою дочь, а предпринимали платили им, чтобы слить отходы на этом полигоне. Я считаю, это в чистом виде коррупция. Кстати, Степанов, который также подал иск, – племенник моему супругу, дальний родственник. А с Кудрявцевой мы какое-то время были подругами в детстве. Я даже про это не вспоминала, но, когда мы лично встретились, она сама мне про это напомнила. Сейчас они требуют от меня опровержений и по 500 рублей за моральный вред. Также дела Кудрявцевой и Артемченко объединили в одно, а Степанов – отдельно. Я хочу заметить, на моей странице ролики никто не комментировал. Я их сохранила уже с большим количеством просмотров. Вообще, записи, конечно же, репостили очень много, в оригиналах много комментариев, просмотров. Причем там в комментариях есть и другие ролики. Люди вот пишут, например, что "у нас по Чулыму идет тихая война, отключают постоянно свет и воду". И это действительно так. Мы можем оставаться без света круглыми сутками. С водой такая же ситуация.
"Насколько народ озлоблен"
– Если репосты делали многие, почему в суд подали на вас?
– Здесь я могу лишь предполагать. В 2019 году у меня супруг получил производственную травму. Он работал на хлебозаводе, но не был устроен официально. Он был сварщиком и упал с двухметровой стремянки. И он правой стороной тела проехался об металлический угол сварочного столика. Там пролежал некоторое время без сознания, потом кое-как дополз до машины, оттуда позвонил механику. А тот его увез домой. Они в компании даже об это инциденте никому не сообщали. У него было переломано семь ребер, было опущение почки. Внутри все отбил. Он уже не восстановится. Его руководство тупо бросило: никакой помощи – ни материальной, ни моральной. И я начала бороться, добиваться компенсаций, выплат: мы выиграли первый суд, потом – второй суд. Нам начислили расчет и так далее. Сейчас у нас идет еще один суд, где мы доказываем право на компенсацию за вынужденные прогулы. А так, муж мой инвалид, но никому он на фиг не нужен. По первому иску мы дошли до кассационного суда, по второму будет 28 октября апелляция. Генеральный директор завода – наш чулымский, тут все друг друга знают. Возможно, это и сыграло роль. Меня хотят наказать за то, что так активно добивалась справедливости для мужа. При этом они знают, что я подкована, что я далеко пойду, буду добиваться своего. По делу мужа я подняла и "Ингосстрах", и Минздрав – всех всполошила. Мой самый главный вывод такой: они показательно подали на меня в суд, чтобы заткнуть людям рты – нашим чулымцам. Если вы читали комментарии в "Одноклассниках", во "ВКонтакте", то понимаете, насколько народ озлоблен. И чтобы закрыть ему рот, они подали на меня в суд. Но я буду биться до конца, потому что считаю, что творится беззаконие.
– Что не так с дорогами в Чулыме? И какие еще проблемы в городе?
– Ну, вот вы видели ролик про дороги? Это были центральные дороги нашего города до того, как вышел этот ролик. После ролика они более-менее что-то сделали. Теперь относительно неплохо на улицах Ленина, Чулымская и Кооперативная. А по другим улицам дорог вообще нету. Света у нас нет очень часто. Как только маленько ветерок – мы сидим без света. Либо моргать начинает, потухнет свет, потом опять появится. И сидишь думаешь постоянно – отключат свет или нет. А когда снег пойдет – это гарантия, что мы будем сидеть без света. В этом году воду часто отключали – там авария, там прорыв. Где народ работает? С работой тут сложно. Главная достопримечательность города – это магазины. Как таковой работы нет, все наши работают в Новосибирске, мотаются туда.
– У вас проблемы со здоровьем, у мужа – тоже. Как вы живете?
– У меня трое детей и восемь внуков, одна правнучка. Внучка с правнучкой живут у меня. Муж – инвалид, я тоже инвалид. Дочка у меня живет рядом – инвалид детства по слуху, зять – инвалид – глухонемой. У них тоже многодетная семья. Средний сын живет в однокомнатной в центре Чулыма, у него двое детей. Получил квартиру как участник боевых действий – он был в Чечне. Еще один сын в Новосибирске живет, приезжает. Хватает ли денег? Да о чем вы говорите! Я получаю 12 тысяч, а муж у меня получает пенсию 7 тысяч. Потому что у него часть пенсии арестовано. Он в свое время брал кредит на машину – у нас "Тойота Платц". Хорошо очень выручает, потому что муж ходить почти не может, а так хоть на машине… Он брал 250 тысяч, выплатил 125 и остался без работы. Банк подал в суд, насчитали иск 450 тысяч вместе со штрафными санкциями. И уже четыре года половину пенсии у него удерживают. И поэтому у нас всего получается 19 тысяч. Так и живем: долго копим, получаем – рассчитываемся, потом – снова копим. Один сынок тысячу бросит, потом – другой сынок.
– А как вы платите за адвоката?
– Я сама себя защищаю. Я и мужа сама защищаю. Он сам не может, потому что в основном лежит. Есть человек, который мне безвозмездно помогает, но это в режиме консультаций юридических.
"Люди напуганы"
– Вас не удивило, что ваш родственник и давняя знакомая написали иски?
– Честно говоря, не удивило. Скорее всего, у них стоял выбор: карьера или человек, которого они знают. Они выбрали работу.
– Все истцы представляют "Единую Россию". Вы голосовали за них на выборах?
– Я голосовала за КПРФ. И вся моя родня, все друзья. Мне кажется, у них программа какая-то более справедливая, что ли, по отношению к людям. Кстати, у нас в Чулымском районе была фальсификация: в Филимоновке, где бабушка парализованная якобы голосовала. Жаль, что вы, журналисты, не копнули глубже: с чего это в деревне вдруг взялись фальсифицировать выборы? Есть же какой-то вышестоящий орган, наверное. А единороссов у нас здесь не любят, на мой взгляд. По крайней мере, с кем я разговаривала, никто за них не голосовал, но они почему-то набрали в районе больше всех.
– Как относятся чулымцы к этой ситуации? Вас поддерживают?
– Люди поддерживают. Но я заметила следующий момент: раньше у нас люди вообще не боялись. А когда меня в суд вызвали, кое-что как будто бы изменилось. У меня на стене "ВКонтакте" и "Одноклассниках" я размещаю информацию о ходе своего дела: новости, ролики и так далее. Многих новостей я даже не знала, но мне их люди пересылают. Но сейчас под моими постами ни одного комментария: люди боятся, а чиновники просто пытаются запугать.
Корреспондент Сибирь.Реалии попытался взять комментарии у истцов, однако Светланы Кудрявцевой не оказалось на рабочем месте, а в приемной Андрея Степанова никто не ответил на звонки. Сотрудница компании ООО "Спец-Транс", бенефициаром которой является Александр Артемченко, пообещала связаться с редакцией в случае, если депутат будет готов для интервью. Однако из компании никто не позвонил.