Свидетель по так называемому "тюменскому делу" Леонид Бондаренко уехал из России после угроз от сотрудников полиции, которые обещали возбудить против него уголовное дело о финансировании террористической организации. Об этом Бондаренко рассказал Сибирь.Реалии.
По его словам, в августе сотрудники полиции ворвались к нему в квартиру в Сургуте рано утром с обыском. Ранее Бондаренко задерживали в мае 2023 года.
– В шесть утра я проснулся и увидел перед собой бойцов ОМОНа. Они подняли меня с кровати и повели в коридор. Там поставили к стене лицом и пояснили, что сейчас будут проводить обыск в связи с уголовным делом. Пару раз ударили по голове, не сильно, но неприятно. Уже в отделе угрожали, что объявят какую-то КТО (контртеррористическую операцию) и расстреляют меня через дверь, спрашивали о том, кто ведет группу поддержки и угрожали уголовным делом за то, что я якобы переводил деньги на адвокатов для фигурантов дела. Я решил уехать еще после первого задержания, которое было в начале мая, но не успел, – рассказал Леонид Бондаренко.
У Бондаренко изъяли флешки, фотоаппарат, компьютер и банковские карты. В отдел полиции он ехал в ногах сотрудников ОМОН. Увидев желтые и синие полоски на его штанах (рядом были также полоски красного, черного и зеленого цвета - СР), они начали называть Бондаренко "пидарасом" и "хохлом", угрожали, что "вы...т". После этого у Бондаренко была короткая встреча с сотрудником департамента по противодействию экстремизму, который также угрожал свидетелю и сказал, что "если Родина сказала, что кто-то террорист, то он террорист и помогать ему нельзя".
Лишь на допросе у сотрудника ФСБ Артема Шейко Бондаренко узнал, что обыск и его задержание проводили, чтобы найти вещи Никиты Олейника (по версии следствия, организатора террористического сообщества) и якобы его подельника Романа Паклина, а также улики против них.
– Шейко уже со мной нормально разговаривал, не было никакой агрессии с его стороны и угроз, задавал рядовые вопросы: кого знаю, сколько, чем интересовались. Он мне объяснил, что меня не могут обвинить в финансировании терроризма, потому что сбор на защитников законен. Я спросил у него, как работается в ФСБ, он ответил, что "как и все в России – все через жопу, – сказал Бондаренко.
- Обвиняемые по "тюменскому делу" находятся в СИЗО с августа 2022 года. Первыми задержали Дениса Айдына и Кирилла Брика из Тюмени – у них при себе было обнаружено около 300 граммов селитровой самодельной взрывчатки с детонаторами. Позже арестовали Никиту Олейника и Романа Паклина из Сургута, Данила Чертыкова и Юрия Незнамова из Екатеринбурга. Все обвиняемые заявляли о пытках током и избиениях. Проведя месяцы в заточении Кирилл Брик пошел на сделку со следствием и признал вину. ФСБ и следственный комитет никак не комментируют ход расследования "тюменского дела", известно только то, что по версии следователя, обвиняемые хотели взорвать тюменскую ТЭЦ.
- Следствие также полагает, что "террористическое сообщество" создал Никита Олейник с целью "свержения нынешнего государственного режима".
- Паклин в том числе рассказывал, что после пыток током у него начались боли в сердце и отнялась левая рука, а в конце ноября он пожаловался на ухудшение состояния здоровья. В середине ноября в Управлении Следственного комитета по Тюменской области отказались возбуждать уголовное дело по факту пыток Незнамова.