Россия, как и весь мир, переживает сейчас очередной виток криптовалютного бума. Возможность быстро разбогатеть благодаря стремительному росту таких виртуальных “монет”, как биткоин (Bitcoin) или эфириум (Ethereum), кажется вполне реальной. С начала 2021 года цена биткоина выросла почти на 100%, и вполне авторитетные эксперты ожидают, что уже в этом году за один “биток” будут давать 100 тысяч долларов. В свою очередь, "эфир" всего за один день, 4 мая, подорожал на 55 долларов. А его создатель Виталик Бутерин стал первым "криптовалютным миллиардером" в списке Forbes.
На фоне таких новостей появляется всё больше желающих заняться “майнингом крипты” или инвестировать свои деньги в цифровую экономику. Однако далеко не все способны просчитать риски этого бизнеса и выстроить надежную финансовую стратегию. К тому же статус цифровых денег в России до сих пор остается полулегальным. Весной 2021 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект “О налогообложении криптовалют”. На данный момент у нас запрещено использовать биткоин и другие “монеты” в качестве платежного средства. По новому закону они будут признаны имуществом и облагаться соответствующим налогом. Владельцы цифровых активов должны сами предоставлять о себе сведения в налоговую службу, иначе их могут оштрафовать.
"За непредставление сведений о праве распоряжаться цифровыми валютами предусмотрен штраф в размере 50 тыс. рублей. За непредставление отчета об операциях с цифровой валютой нарушитель может быть оштрафован в размере 10% от наибольшей из двух сумм (поступления или списания) в рублевом эквиваленте." Правительство Российской Федерации. "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Самым продвинутым цифровым регионом России уже достаточно давно остается Восточная Сибирь. Благодаря относительно дешевой электроэнергии здесь работают тысячи крупных и мелких "ферм", дающих 10 процентов мирового производства биткоинов.
В интервью Сибирь.Реалии иркутский бизнесмен Юрий Дромашко, с 2016 года успешно занимающийся производством виртуальных денег, предположил, что нынешний год будет урожайным для держателей цифровых активов, и рассказал, почему Иркутск в последнее время всё чаще называют "криптостолицей России".
– Буквально на днях в мире появился первый официальный криптовалютный миллиардер – создатель Ethereum. Насколько реально разбогатеть на крипте обычному человеку?
– Вполне реально. И я думаю, что на самом деле это не первый миллиардер. Когда твое состояние измеряется в криптовалюте, не очень понятно, в какой момент ты – миллиардер, а в какой – обеднел в несколько раз. Никто ведь (пока!) не обязан верифицировать свои криптокапиталы в долларах или рублях. Подозреваю, что таких миллиардеров у нас гораздо больше, чем один Виталик Бутерин. Просто люди не спешат об этом рассказывать.
– Практический вопрос. Что выгоднее – майнинг, игра на криптовалютной бирже или инвестиции в биткоин?
– Я бы сразу исключил игру на бирже. Это ведь почти то же самое, что играть в казино. Насколько это выгодно? Только если повезет. А вот долгосрочные инвестиции в крипту – совсем другое дело. И, конечно, майнинг, если его тоже рассматривать как долгосрочный проект. Главное – всё делать вовремя.
– Что это значит? Как понять, что именно сейчас пришло время? По каким признакам?
– Будет понятнее, если мы оглянемся назад. Например, самым неудачным периодом для начала занятия майнингом я считаю конец 2018 года. Потому что тогда оборудование (асик-S9) стоило 300 тысяч рублей, а уже через два года его цена упала в 100 раз – до трех тысяч. Ещё один фактор – это волновые колебания в цене биткоина, всплески и падения. Последний раз удачным временем для входа в майнинг были весна и осень 2020 года. Сейчас уже поздновато. Существуют определенные алгоритмы просчета, когда лучше входить в этот бизнес. Создавая инвестиционные программы, я все это учитываю. Исходя из своих расчетов, уже с февраля я не приобретал майнинговое оборудование, ни для себя, ни для своих клиентов. Потому что риски стали больше, доходы меньше.
– Майнинг в Сибири по-прежнему популярен?
– Конечно! В Иркутской области добывается около 10% мирового биткоина или половина российских биткоинов. Именно поэтому Иркутск называют одной из мировых криптостолиц.
– Вы ощущаете давление государства в связи с тем, что криптовалюты имеют в России полулегальный статус? Вроде бы не запрещены и в то же время не разрешены.
– Слава богу, пока государство никак не сообщается с майнерами – ни представители налоговой инспекции, ни другие ведомства нас не трогают. Но в этом году райская жизнь, видимо, начнет заканчиваться, в связи с замечательным законотворчеством Госдумы. Эти мудрецы хотят нам прописать какие-то законы, требуют предоставлять отчетность, и это, конечно, не будет стимулировать нашу деятельность, которая стратегически важна для страны. Я в этом уверен. Потому что за 10 лет стоимость "монет" выросла в десятки тысяч раз. Те страны, которые поддерживают и лелеют "криптоэкономику" и сохраняют запас криптовалюты – они сейчас в выигрыше. Там, где крипта, там будут все блага современной цивилизации. К действиям наших законодателей я отношусь с юмором. Но поскольку я живу в этой стране, то мне приходится изучать то, что они написали, и расстраиваться по этому поводу. На мой взгляд, государству надо быть максимально толерантным к криптовалютам и поддерживать их, потому что, как я уже сказал, это стратегический ресурс. Если у граждан нашей страны будет много криптопроектов, то это привлечет сюда очень серьезные активы со всего мира. То же самое касается майнинга и владения "монетами". Это всё работает на благо людей, которые здесь проживают, и соответственно, на благо всей страны. Так что надо всячески этому помогать, налогов не брать и поддерживать криптовалютную тему как один из самых важных проектов 21-го века, во всяком случае, на ближайшие десятилетия. Стоимость крипты будет только расти. И надо беречь эту отрасль, не отпускать её ни в Америку, ни в Китай.
– Разве китайское правительство не собирается запретить майнинг?
– Это все только разговоры. На самом деле в Китае по-прежнему работает около половины мирового майнинга. И количество монет, которыми владеют китайцы, тоже составляет почти 50% мировых запасов. И в Америке, кстати, сейчас сильно вырос интерес к криптоэкономике – они прибирают майнинг, скупают монеты. Просто потому, что там очень много умных финансистов.
– Я читал, что не так давно Джордан Белфорт, "волк с Уолл-стрит", заявил, что ошибался по поводу перспектив биткоина. На ваш взгляд, это сигнал к тому, что рост криптовалюты продолжится? Каков ваш прогноз по перспективам майнинга биткоина и эфириума?
– Мой прогноз совершенно радужный. Я считаю, что этот год будет великолепным. Майнинг эфира будет замечательным. Но уже в следующем году майнинг эфира закончится, потому что эфир переходит на пруф-оф-стейк. И вообще, в следующем году у крипты начнется "медвежий цикл", когда многие процессы будут замерзать, и стоимость криптовалюты будет корректироваться, а мы будем приходить в себя после хайпа этого года, в котором мы увидим максимум цен по эфиру и по биткоину, конечно, тоже, – заявил Юрий Дромашко.
Специально для наших читателей Сибирь.Реалии подготовили мини-путеводитель по миру криптовалюты. Без этих понятий невозможно разобраться в современной цифровой экономике:
Блокчейн
Это выстроенная по определенным правилам цепочка блоков, в которых хранится информация обо всех транзакциях, причем эта цепочка целиком представлена в каждом биткоине. То есть все записи обо всех транзакциях есть в каждой криптомонете, и поэтому ее невозможно подделать. Это как если бы в каждом долларе хранилась информация обо всех долларовых сделках на протяжении многих веков, подтверждающая подлинность именно этой монеты.
Криптовалюта
Это виртуальные деньги, которые не привязаны ни к какому банку. Все данные с криптовалютными кошельками и транзакциями хранятся в блокчейне, то есть криптовалюта сама себе банк. При этом она анонимна: в блокчейне есть информация о транзакциях, но нет данных о владельцах. Стоимость криптовалюты определяется спросом и предложением. Добыча криптовалюты производится с помощью компьютерных вычислений (майнинга). Существует мнение, что на сегодняшнем этапе обеспечением криптовалюты выступают компьютерные мощности, подобно тому, как золотой запас когда-то являлся обеспечением бумажных денег.
Майнинг
Вычисления, смысл которых – найти следующий блок криптовалюты. Предсказать этот блок невозможно, он обнаруживается лишь в результате перебора случайных значений. Одновременно майнеры гарантируют подтверждение криптовалютных транзакций, получая за это определенную комиссию. Другими словами, сети биткоина и других монет существуют благодаря майнерам.
Биткоин
Первый криптовалютный актив, создателем которого считается легендарный Сатоси Накамото (возможно, это псевдоним, за которым скрывается группа разработчиков). Появился в 2008 году. В биткоине заложен предел эмиссии: всего может существовать только 21 миллион монет, причем 19 миллионов из них уже добыто. Однако с каждым годом добывать новые монеты становится все труднее. Поэтому биткоин называют "золотом криптоиндустрии", и считается, что он обречен бесконечно расти в цене.
Эфириум
Второй по капитализации на сегодня криптовалютный актив, созданный Виталиком Бутериным (Канада) в 2013 году. В отличие от "неповоротливого" биткоина с его медленными транзакциями, эфириум должен стать платформой для мгновенных платежей и лечь в основу разнообразных платежных систем, которые полностью заменят банковские системы. Поэтому эмиссия эфириума не ограничена. Майнинг можно производить на мощных и экономичных видеокартах, он не требует много электроэнергии и сегодня очень выгоден. Однако в ближайшее время в сети эфириума планируются изменения: вместо ферм майнеров, через которые сейчас проходят все транзакции, планируется ввести так называемый метод Proof-of-stake, то есть систему виртуальных узлов (нод), обеспеченных определенным капиталом эфириума. В таком случае получать новые монеты (а также комиссии за транзакции) будет лишь тот, у кого этот капитал достаточно велик.
Асик
Устройство со множеством (от нескольких десятков до сотен) чипов, сделанное специально для добычи криптовалюты. В сущности, это мощный компьютер, способный работать только по одному алгоритму. Большая часть современных асиков рассчитана на майнинг биткоина, и они в тысячи раз эффективнее обычных компьютерных процессоров. Типичный асик потребляет энергию как хороший электрический чайник и выделяет столько же тепла, которое отводят мощные и шумные вентиляторы охлаждения. Современные асики дают ежедневную прибыль в несколько десятков, а некоторые и до сотни долларов.
Ферма
Фермой может называться множество асик-майнеров, собранных в одном помещении, но чаще так называют конструкцию из компьютерной системной платы и множества мощных видеокарт. На таких фермах сейчас в основном майнят эфириум, но их, в отличие от асиков, можно легко настроить на добычу другой криптовалюты.
Криптоотель
Пространство, где за ежемесячную плату можно разместить свой асик или ферму. В криптоотеле есть не только достаточные электрические мощности, но и система охлаждения, чтобы майнеры не перегревались. А в хорошем криптоотеле есть и свой технический персонал, готовый в любой момент отремонтировать и настроить оборудование.
Сложность
При добыче любой криптовалюты сложность – главный параметр. Чем больше майнеров подключается к сети, тем больше времени у каждого из них уходит на нахождение нового блока. Поэтому сложность постоянно растет, и у большинства криптовалют она уже настолько высока, что один майнер не может добыть криптомонету даже за многие годы. Поэтому майнеры объединяются в виртуальные пулы, соединяя свою мощность, а полученный доход делят на всех участников.