В Иркутской области в этом году планируется запуск пяти майнинговых комплексов для производства криптовалюты. В регионе наблюдается настоящая электронная "золотая лихорадка". Возможность использования дешевой сибирской электроэнергии для производства биткоинов привлекает сюда инвесторов из России и Европы. В регионе сложилась особая бизнес-культура, основанная на использовании технологии блокчейн.
В 2016 году иркутский бизнесмен Юрий Дромашко продал свою юридическую фирму, чтобы заняться майнингом биткоинов. И не прогадал. Год спустя криптовалюта побила все мыслимые рекорды роста, взлетев за несколько месяцев почти до 20 тысяч долларов за один "биток".
– К тому времени, когда я начал майнить, в Иркутске были люди, которые занимались этим уже четыре-пять лет. Но они работали очень скрытно. Я, как энтузиаст, новичок, всем хотел рассказать: ребята, у нас, в Иркутске, прямо под ногами лежит электронное золото! Обратите внимание – надо только наклониться и поднять. А те, кто давно этим занимались, меня одергивали и говорили, что "деньги любят тишину", – вспоминает Юрий Дромашко.
Он не послушался "старших товарищей". И опять не прогадал. Сейчас Юрий – один из самых известных отечественных "криптовалютчиков", герой фильмов и статей, икона сибирского майнинга.
Правда, лихорадка вокруг биткоина, разгоревшаяся в конце минувшего года, сейчас заметно спала: после стремительного взлета стоимости всех криптовалют настала неизбежная коррекция и падение – на месяцы, а возможно, и на годы. Однако добывать биткоины на компьютерных фермах по-прежнему выгодно. При этом особенно привлекательным для майнинга местом в России остается Сибирь.
Затраты добытчиков криптовалют складываются из нескольких факторов: во-первых, расходы на технику, и во-вторых, что особенно важно, на электричество. Сегодня для добычи одного биткоина нужно "сжечь" примерно 20 тысяч киловатт-часов. По московскому "курсу" электроэнергии это составит около 90 тысяч рублей, приблизительно, полторы тысячи долларов. Не так уж и плохо, учитывая, что биткоин сейчас торгуется почти за 9 000 долларов. Однако сюда нужно прибавить расходы на оборудование (которое устаревает буквально за год), его ремонт, охлаждение помещения, в котором стоит майнинговая ферма, выбрасывающая из себя раскаленный воздух. Не помешают и средства пожаротушения, для крайних случаев. Этой весной в городе Северске Томской области незадачливый майнер, пренебрегавший техникой безопасности, сжег половину своей квартиры.
Очень хорошая перспектива для развития майнинга в Иркутске, потому что у нас самая низкая стоимость электричества по России
Короче говоря, не все так просто. И не удивительно, что профессиональные майнеры начинают искать на нашей планете места, где можно выгоднее всего вести свой бизнес. Европейцы перебираются в Норвегию, где относительно низкие цены на коммерческое электричество и прохладный климат, помогающий охлаждать установки естественным путем, китайские майнинговые пулы сосредотачиваются вокруг мощных электростанций, в Калифорнии думают о глобальном использовании солнечных батарей.
В России тоже существуют места, где добывать биткоины выгоднее всего, и одно из них – Восточная Сибирь.
– Очень вероятно, что рубль ослабнет и, следовательно, электричество станет еще дешевле. Это очень хорошая перспектива для развития майнинга в Иркутске, потому что у нас самая низкая стоимость электричества по России, а может быть, и по всему миру, – размышляет Юрий Дромашко.
Электричество здесь гораздо дешевле, чем в других регионах страны: один рубль за киловатт-час для физических лиц, и три рубля для компаний. Это как раз уровень Норвегии, где "коммерческое" электричество обходится в 6,5 евроцентов. Климат тоже достаточно прохладный, что позволяет немного сэкономить на охлаждении "асиков" (современные компактные аппараты для майнинга) и майнинговых ферм на видеокартах. И не в последнюю очередь важен географический фактор: до китайской границы недалеко, а ведь именно оттуда, из Китая, сейчас идет поток новейшей майнинговой аппаратуры.
Быстрая доставка новой техники – это очень важно, ведь сегодня на криптовалютном фронте происходит своего рода "гонка вооружений" – сложность майнинговых алгоритмов растет и одновременно совершенствуются процессоры. Новые аппараты позволяют ускорить вычисления, они собраны на более экономичных микросхемах, скромнее "кушают" электричество и, следовательно, выгоднее в работе. Но как только в сети их становится слишком много, сложность вычислений резко возрастает и прибыльность нового "асика" падает. Поэтому те, кто успевает на несколько месяцев раньше получить новую аппаратуру, находятся в выгодном положении – как говорится, "кто успел, тот и съел".
Особенно четко действует это правило во время "хайпа", то есть всплеска интереса к криптовалюте, подобного тому, какой наблюдался в ноябре-декабре 2017 года. Тогда в Красноярске самые эффективные на тот момент "асики" модели S9 мгновенно подорожали в три с лишним раза – со 110 до 350 тысяч рублей, а их поставки из Китая практически остановились. Китайцы ведь тоже старались "выжать" из собственного оборудования как можно больше биткоинов. Как только курс биткоина обрушился, упала и цена на аппаратуру: сегодня S9 можно купить примерно за 90 тысяч рублей. Да он уже и не самый современный. В Москве приобретение такого оборудования вообще не имеет смысла – оно в лучшем случае окупится за год-полтора, а скорее всего, принесет убытки. В Восточной Сибири, благодаря дешевому электричеству, шансы на успех у майнеров куда выше, и те, кто купил свое оборудование во время хайпа, продолжают его активно использовать.
Точное количество майнинговых ферм в Красноярске, Иркутске и других городах Восточной Сибири никому не известно, однако, судя по активности майнеров на форумах, их многие тысячи. В майнинг криптовалюты в регионе, по оценкам экспертов, вложены миллионы долларов. Кто-то взял деньги в долг, получил кредит, кто-то в надежде на быстрое обогащение продал машину и квартиру. Теперь им остается только молиться на рост биткоина. Чтобы майнинг оставался выгодным, его цена к Новому году должна вернуться к 20 000 долларов. Произойдет ли это? Или же биткоин так и не поднимется, оставив после себя сотни тонн никому не нужного компьютерного "железа" и тысячи разоренных "фермеров"? Юрий Дромашко настроен оптимистично.
Я не особенно парюсь по поводу низкого курса биткойна. Конечно, есть риск, что он упадет ниже себестоимости электричества. Но бизнес вообще дело рискованное
– На мой взгляд, сейчас самое время закупаться новым оборудованием. Лично я в марте взял одну дополнительную ферму, – говорит Юрий Дромашко. – Я не особенно парюсь по поводу низкого курса биткойна. Конечно, есть риск, что он упадет ниже себестоимости электричества. Но бизнес вообще дело рискованное, особенно в России. И майнинг в этом плане – самое надежное дело, которым можно заниматься в нашей стране.
В разгар хайпа на дешевое сибирское электричество потянулись москвичи. Сначала глава Внешэкэномбанка Сергей Горьков предложил построить в Сибири площадку для запуска российского блокчейн-хаба, чтобы использовать энергию сибирских электростанций для "намывания" криптовалюты. Затем эстонская фирма Minery Global и российское предприятие "Майнери.ру" объявили, что планируют запустить в Иркутской области пять "заводов" для генерации криптовалют общей мощностью 55 МВт. "Майнери" позиционируют себя как "самую большую легальную площадку для майнинга в России". По сути компания предоставляет услуги хостинга всем, кто хочет намывать "электронное золото". Компания предлагает майнерам покупать "токены", дающие право на потребление электричества.
– С помощью токенизации электричества мы имеем возможность распространить 55 мегаватт по рынку, обеспечивая нашим токенхолдерам бесперебойное электричество на 30 лет вперед. 1 токен = 1 ватт, – объясняет управляющий директор "Майнери" Алексей Пайкин. – Например, у вас есть асик S9, который потребляет 1500 ватт. Чтобы его захостить у нас, нужно купить 1500 токенов. После этого вы гарантированно получаете место в дата-центре и оплачиваете только фактически потребляемую энергию по самому низкому "белому" тарифу – 2,4 руб. за квт*час + сервисный сбор за обслуживание 1,8 руб. с каждого квт.
На первый взгляд, идея "токенизации" сибирского электричества кажется весьма перспективной. Ведь главная проблема энергокомплексов Восточной Сибири – дорогая транспортировка электроэнергии в другие регионы. Электричество здесь дешево, потому что значительные его объемы приходится использовать "на местах", а если превращать киловатт-часы в криптовалюту, доходность электростанций значительно вырастет. Три комплекса будут расположены в Братске, по одному – в Иркутске и Усть-Илимске.
Вот только знает ли об этих грандиозных планах биткоин? И что знают о природе "электронного золота" те, кто на нем зарабатывают? По большому счету, только одно – криптовалюта либо вырастет, либо упадет. На днях основатель PayPal Бидд Харрис назвал биткоин "величайшим мошенничеством в истории". Реализация проектов быстрого обогащения во все времена напоминала попытку поставить деньги на "красное" в казино. Шансы, как нетрудно посчитать, составляют 50 на 50.