На минувшей неделе президенты четырех соседних с Беларусью стран – Польши, Литвы, Латвии и Эстонии призвали Лукашенко отказаться от насилия в отношении граждан, освободить всех задержанных участников акций протеста и начать диалог с оппозицией. В противном случае они пригрозили международными санкциями против представителей нынешнего белорусского режима.
Возымело ли это обращение действие – пока трудно понять. Лукашенко в субботу пообещал, что "страну мы никому не отдадим", заявил, что свяжется с Путиным, и связался. О чем был разговор, неизвестно. Многие в эти дни вспомнили уже о вводе Россией "ограниченного контингента войск" в разные времена и в разные страны. Но пока, к счастью, обошлось без этого. В Кремле, очевидно, думают и взвешивают. А в Минске на массовых протестных акциях 14 и 15 августа ОМОН перестал зверствовать, опускал щиты, отмечаются даже случаи перехода силовиков на сторону протестующих.
Массовые фальсификации на президентских выборах становятся уже очевидными подавляющему большинству граждан Беларуси. "Если у Лукашенко 80%, то где они все? – спрашивает один из протестующих. – Пусть они выйдут, пусть скажут: мы за него, успокойтесь. Но судя по тому, что по всей Беларуси идут мирные демонстрации, как может быть 80% за этот режим диктатора?"
26-летнее пребывание на президентском посту, видимо, создало у Лукашенко иллюзию, что оно будет вечным. В России Путин сидит у власти уже 20 лет. И на прошлогодних выступлениях против фальсификаций выборов в Мосгордуму силовики размахивали дубинками не многим менее яростно, чем в Минске. Из недавних событий можно вспомнить также протестный лагерь в Шиесе, который росгвардейцы пытались блокировать и разогнать. И прямо сейчас в Башкирии люди в жестких столкновениях с силовикамизащищают свои родные земли в Шихан Куштау.
Но этим же летом 2020 году в России, кажется, случился и иной прецедент, когда власти не решились на силовое подавление гражданских выступлений. Вот уже шестую неделю в Хабаровске продолжаются массовые протестные шествия, и их не подавляют и не разгоняют силой. Заставить в маленьком городе местную полицию лупасить дубинками знакомых не просто. А завоз силовиков из других регионов способен привести лишь к эскалации протеста. Поэтому власти просто выжидают, что демонстрации "сдуются" сами собой. Но вряд ли это уже обоснованная надежда.
Беларусь и Хабаровск объединяет воля граждан к свободной избираемости своей власти, фактически она и стала главным общественным запросом. Разница сугубо формальна – если белорусы устали от бесконечного правления самозваного "батьки", то хабаровчане, напротив, хотят защитить свой свободный выбор, сделанный 2 года назад. Очень показательна их взаимная симпатия – в Хабаровске поднимают лозунги в поддержку Беларуси, в Минске – плакаты в поддержку хабаровчан.
Путин недавно "обнулил" свои президентские сроки – но это, возможно, уже сильно противоречит общественному запросу. При этом, "обжегшись" на хабаровском Фургале, Кремль сегодня старается не допустить к губернаторским выборам независимых кандидатов – архангельский избирком в августе отказал представителю гражданской коалиции "Стоп.Шиес" Олегу Мандрыкину в праве выдвижения, хотя "муниципальный фильтр" по числу подписей он вполне прошел. Также было отказано в регистрации кандидату на пост Республики Коми Олегу Михайлову. Он кандидат от КПРФ, а представителям этой системной партии избиркомы обычно не отказывают. Однако Михайлов – довольно необычный коммунист, он активно критикует "колониальную политику" центра по отношению к регионам, поэтому власть решила перестраховаться.
Но в реальности такая "перестраховка" может привести ровно к обратному – к радикализации протестных настроений в регионах. Если вспомнить историю, то нынешний запрос на свободную избираемость власти напоминает перестроечные события 30-летней давности. В 1990 году только избранная гражданами власть стала считаться легитимной, а уже не прежняя партийная "вертикаль". История, конечно, буквально не повторяется, но она циклична. И если за последние десятилетия власть вновь стала считать себя "несменяемой", граждане ей обязательно напомнят, что она ошибается. Как напомнили сейчас в Беларуси.
Вадим Штепа – главный редактор журнала "Регион.Эксперт"
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции