Ссылки для упрощенного доступа

"Вошел в штопор, срезал две лиственницы и рухнул на землю"


В годы Второй мировой войны по программе ленд-лиза из США в СССР было поставлено более 10 тысяч боевых самолетов. 7800 американских истребителей и бомбардировщиков прибыли в Советский Союз "своим ходом" по воздушной трассе Алсиб (Аляска – Сибирь). Американцы перегоняли самолеты с военных заводов в Монтане до аэропорта Фэрбенкс на Аляске, где эстафету принимали советские летчики. Протяженность авиатрассы составляла 5630 километров, на маршруте от Чукотки до Красноярска в 1942–1945 гг. было построено несколько перевалочных аэродромов, на которых базировалось 6 перегоночных авиаполков. За время существования авиатрассы на советском участке произошло 39 авиакатастроф, в которых погибло 114 человек. Найти останки пилотов и пассажиров по горячим следам удавалось не всегда.

Пилот Аркадий Кольцов
Пилот Аркадий Кольцов

​Сразу после катастрофы истребителя "Аэрокобра", пилотируемого Аркадием Кольцовым, летчика искал спецотряд НКВД, но безуспешно. Три поколения родственников Кольцова также безуспешно вели поиски в течение 76 лет, пока этой историей не заинтересовался поисковый отряд Русского географического общества.

Шестого июня 2019 года члены РГО Владимир Черников и Дмитрий Семенов обнаружили место падения самолета в 90 километрах от Красноярска.

"Аэрокобра" Кольцова была последним пропавшим без вести самолетом в истории легендарной авиатрассы Алсиб.

Похоронка одна на двоих

– Наша семья из Ярославля. Братики – Владимир 20 лет и Аркаша 18 лет – были не разлей вода. Красавцы, солнышки такие, во двор выходили, все им улыбались. Когда у старшего, Владимира, наступил призывной возраст, Аркаша пошел за ним "шнурочком". Оба окончили Балашовскую летную школу в Саратовской области. Оба оказались в 9-м перегоночном полку. Шел 1941 год. Молоденькие, не женились, детей не завели. Только и успели перед уходом на фронт дом отцу помочь построить. В семье осталось еще трое ребятишек: сестра, мой папа-подросток и маленький Бориска. Семья была очень работящая. Я смотрю на фотографию 1934 года и удивляюсь: все детки в обуви, у сестренки в руках кукла, – рассказывает Наталья Коршунова (в девичестве Кольцова), племянница Владимира и Аркадия.

Наталья приехала в Красноярск из Ярославля по приглашению красноярских поисковиков и считает настоящим чудом то, что через 76 лет самолет ее дяди Аркадия был найден. С собой она привезла пухлую папку с документами и фотографиями – все, что удалось собрать за годы самостоятельных поисков: переписка с военкоматами, мемориалами, журналистами и поисковиками. Но информации крайне мало. Единственное, что узнали родственники, – братья перегоняли самолеты по программе ленд-лиза. Никакой более точной информации получить не удалось.

Братья Владимир и Аркадий Кольцовы
Братья Владимир и Аркадий Кольцовы

– Папа всю жизнь пытался найти сведения о братьях. Писал запросы в военкоматы, архив Министерства обороны РФ, обращался на поисковые передачи. Но получал лишь сухие ответы: "В списках не значатся, место захоронения неизвестно, пропали без вести". Когда в 1991 году папа умер, дело по поискам перешло к нам, племянницам. На тот момент мы уже знали, что самолет Аркадия упал в тайге на территории Красноярского края. О Владимире – что погиб где-то в Татарстане. Единственной отдушиной был "Бессмертный полк". Каждое 9 мая мы шли в колонне с их портретами и так отдавали дань памяти, – говорит Наталья.

Родным сообщили, что Аркадий пропал без вести. Его искали НКВД и местные жители, но безрезультатно

В Красноярске было известно чуть больше. 27 июля 1943 года Аркадий Кольцов пропал, перегоняя самолет из Красноярска на фронт. Группа из семи бомбардировщиков Douglas А-20 Boston и одного истребителя Bell Р-39 Airacobra вылетела по маршруту Красноярск – Омск. На подходе к железнодорожной станции Кача летчики вошли в зону сплошной облачности. Четыре экипажа продолжили полет поодиночке и благополучно совершили посадку в Омске. Два "Бостона" и "Аэрокобра" в пункт назначения не прибыли. Позже выяснилось, что один бомбардировщик зацепился за деревья, упал и разбился в четырех километрах северо-западнее станции Зеледеево. Пилот погиб, а стрелок-радист, выброшенный из кабины, уцелел и самостоятельно вышел к людям. Второй бомбардировщик сорвался в штопор, самолет и экипаж сгорели. Останки были обнаружены спустя два месяца. "Аэрокобру" лейтенанта Кольцова так и не удалось найти. Родным сообщили, что Аркадий пропал без вести. Его искали НКВД и местные жители, но безрезультатно. Брат Владимир в письмах успокаивал родных: "Пропал без вести – не значит погиб, возможно, он где-то сел и идет, нужно надеяться, что жив". А через полгода, 11 февраля 1944 года, при схожих обстоятельствах потерпел крушение и самолет Владимира. Тогда в авиакатастрофе разбилось сразу 11 самолетов. Где упала "Аэрокобра" Владимира Кольцова, установили только через несколько дней. Его родственники до сих пор не знают, где он похоронен. Зимой 1944 года в семью Кольцовых пришла похоронка – одна на двоих: Владимира и Аркадия. Мать, не вынеся горя, слегла и больше уже не встала... В 1951 году ушел из жизни отец. К слову, именно после этой катастрофы был издан приказ советского командования – своим ходом "Аэрокобры" больше не перегонять. Их стали разбирать и отправлять в прифронтовые полки на железнодорожных платформах.

Из авиационного металла плавили ложки и котелки

В Красноярске судьба последнего самолета Алсиба и его летчика не давала покоя историкам, поисковикам, да и просто активным людям.

– Я любитель велосипедных путешествий. Темы авиационных катастроф впервые коснулся в 2009 году, – рассказывает Владимир Черников. – Однажды мы с ребятами ездили в районе станции Крючково. Один из дачников рассказал, что у них тут неподалеку потерпел аварию какой-то самолет. Мы нашли это место – могилу и небольшой памятник. Местные жители подтвердили, что да, была катастрофа, но подробностей никто не знает. Я же заинтересовался и выяснил, что здесь в 1943 году потерпел крушение американский бомбардировщик "Бостон". Стал дальше искать. Оказалось, что этот самолет перегонялся по Алсибу. Выяснилось, что мой коллега по бизнесу Вячеслав Филиппов давно и плотно занимается этой темой, работает в архивах. Мы созвонились. Он – теоретик, я – практик. Стали заниматься поисками вместе. Во время путешествия по Ирану я искал самолеты, пропавшие при перегоне в СССР через так называемый "Персидский коридор". Там прошло довольно много американских машин для Советской армии.

В прошлом году Дмитрий Семенов – он занимается поисками останков участников боев времен Гражданской войны, осматривал старые фундаменты домов в бывшей деревне Близневка Емельяновского района. И случайно нашел какие-то непонятные детали и куски алюминия. Ему они были не нужны, но выбросить жалко. Сфотографировал и выставил на сайте поисковиков с вопросом: "Подскажите, что это?" Ему отвечают: "Похоже на останки самолета". Попросили у него эти раритеты, отмыли, и на одном из алюминиевых кусочков проявилась надпись "Кольцов". Да это же "Аэрокобра" Кольцова, которую мы давно ищем. Это было невероятно, – вспоминает Черников.

Деталь из кабины самолета
Деталь из кабины самолета

Начали выяснять подробности. Согласно архивным данным истребитель Аркадия Кольцова искали очень тщательно. Прочесывали километр за километром, но только в том месте, где упали летевшие вместе с ним "Бостоны". Никому и в голову не пришло, что самолет мог отклониться от курса на два десятка километров, в сторону деревни Близневка. Самой деревни уже давно нет. Точнее, от неё остался всего один дом. Как выяснилось, он принадлежит Сергею Жаворонку, единственному представителю некогда многочисленного рода переселенцев из Белоруссии. Хозяина дома не оказалось. Владимир Черников оставил в двери визитку и через некоторое время дождался телефонного звонка. Встреча с Жаворонковым состоялась через месяц. Сергей знал об авиакатастрофе со слов своего деда. И сам бывал в тех местах. Тайна погибшего самолета тоже не давала ему покоя. 6 июня экспедиция отправилась в тайгу.

Владимир Черников с лопастью пропеллера
Владимир Черников с лопастью пропеллера

– На место пробирались на тракторе, с собой взяли металлоискатель. Водим-водим, никакой реакции. Минут 40 прочесывали местность и квадратами, и по спирали. Металлоискатель молчит. Ну, не может такого быть, самолет упал, от него же осколки летели. В отчаянии я выключил все приборы и телефоны, "голову" отключил, решил, куда потянет, туда и пойду. И меня потянуло – совсем не туда, где мы ходили. А в обратную сторону. Ощущение было, будто кто-то за руку взял и ведет. Я прошел метров 300, речка какая-то. Иду по берегу и вдруг наступаю на что-то твердое. Поскреб ботинком, а это лопасть от самолета в мой рост. Осматриваюсь, рядом воронка и в ней еще одна лопасть. Неподалеку две старые лиственницы с обломанными вершинами. Ребят позвал, металлоискатель тут как с цепи сорвался, верещит непрерывно. Начали копать воронку, и сразу несколько деталей от приборной доски вытащили. А потом раз – и косточки. Все очень мелкие. Тело летчика, видимо, раздробило. В стороне нашли кусок фюзеляжа, на нем уголок красной звезды, куски спекшегося алюминия – значит, после аварии был пожар. Количество обломков перевалило за сотню. Самолет был раздроблен на фрагменты размером чуть больше ладошки. Особо узнаваемые мы собрали и увезли в Красноярск. Детали отмыли, кости передали на экспертизу, она подтвердила, что они человеческие.

Позже выяснилось, что местные жители все-таки знали о катастрофе, но никому не рассказывали. Потихоньку таскали авиационный металл, делали из него котелки, кухонную утварь, даже ложки плавили. Одну из таких мы нашли в погребе, что от дома остался.

Ошибка на могильной плите

А семья Аркадия Кольцова вела свои поиски. Накануне 65-летия Победы родные решили еще раз задать данные в поиск "Мемориала". И неожиданно получили ответ, что Аркадий похоронен в деревне Чепчуги (Высокогорный район Татарстана). Там есть братская могила, за которой ухаживают учащиеся местной школы. К ответу прилагалась карта-схема с инструкцией, как туда добраться.

Письмо, полученное из "Мемориала"
Письмо, полученное из "Мемориала"

​А также фотография памятника: на нем три имени, одно из них – Кольцов Аркадий Дмитриевич. Правда, дата гибели указана не его, а брата Владимира – 11 февраля 1944 года. Ошибка? Кольцовы написали в Чепчуги письмо. Пришел ответ, что останков Аркадия или Владимира в могиле нет. Это стало известно благодаря расследованию журналиста Ирины Филатовой. Ей удалось собрать много материала и выяснить – что ни Владимир, ни Аркадий в Чепчуги не похоронены. Родственники написали Ирине. Она поделилась всей имеющейся у нее информацией, родные собрали и отправили ей в ответ весь домашний архив. Завязалась переписка. Это были первые человеческие сведения, а не сухие отписки бюрократов из Министерства обороны.

Согласно учетной карточке Аркадия, он успел налетать всего 35 часов. Это был один из первых его рейсов по Алсибу. Опыт управления американской машиной у него практически отсутствовал.

"Наш солдат пришел домой"

– После того как были обнаружены останки летчика Кольцова, нам, конечно, хотелось найти его родственников. Их искали и до меня, но безуспешно. Я сел за компьютер, и первой же мне попалась информация о журналистке Ирине Филатовой, которая занимается расследованием гибели братьев Кольцовых. Разыскать ее телефон не составило труда, и через несколько часов я уже звонил племяннице Аркадия Наталье Коршуновой. Думаю, что парень так настрадался за 76 лет безвестности, что целенаправленно нас сводил. Так же как и там, в тайге, когда помог мне обнаружить место его гибели. Ведь это такой шанс – вернуться наконец с войны, вырваться из этого безвременья, – говорит Черников.

Родные Аркадия были в шоке: слезы, воспоминания. Черников отправил им фотографии и видео с места катастрофы. Сначала хотели сорваться в Красноярск все. Потом оказалось, что есть незавершенные дела. Но Черников уже не отступал: "Нужно ехать, Аркадий вам не простит".

Наталья Коршунова, Владимир Черников и участники поискового отряда
Наталья Коршунова, Владимир Черников и участники поискового отряда

– На семейном совете было решено отправить меня. Были мысли забрать останки и похоронить на родине. Но решили, что не хотим этой бюрократии и никому не будем доставлять проблем. Раз его нашли, здесь, то и похоронен он пусть будет на месте гибели, рядом с однополчанами на Троицком кладбище Красноярска (в братской могиле там похоронены все алсибовцы, погибшие на территории Красноярского края). А в 4 км от места крушения самолета мы с поисковиками установили памятный знак. Перед тем, как ехать в Красноярск, я зашла на могилу к бабушке и дедушке, рассказала им, что Аркашу нашли, что я еду его хоронить, взяла горсть земли. С его могилы также взяла землю и везу ее в родные края. Наш солдат пришел домой! Почему он красноярцам не давал покоя? Он был последний не прибранный, не опознанный, не преданный земле. Точка в истории трассы Аляска – Сибирь не была поставлена. Теперь можно сказать, что по Алсибу известно все.

XS
SM
MD
LG