О том, что художественный совет Новосибирска решил установить в городе памятник Сталину, открытие которого запланировано на 9 мая, слышали многие. Но мало кто знает, что между аэропортом Толмачево и Новосибирском есть поселок "Славянка", в котором всего одна улица и 25 переулков. И все они носят имя генералиссимуса И. В. Сталина.
По данным сервиса "Яндекс.Карты", в России насчитывается 25 километров улиц и переулков, названных в честь Сталина. Из них порядка 10 километров приходится как раз на ДНТ "Славянка", что в двух остановках от Новосибирска.
Понимаешь, у нас улицы называются не просто Сталина, а – ге-не-ра-лис-си-му-са Сталина! Ты хоть понимаешь, кто он вообще такой был?
В воскресный день людей на улицах немного, несмотря на солнечную теплую погоду. Впрочем, сам поселок до конца не заселен, хотя застройка его началась еще в 2008-м. Здесь каждый второй дом заморожен в состоянии "коробка и столбы под забор", а на каждом пятом висит агентский баннер "Продается". По одной из улиц идет молодой человек лет тридцати. Представляется Серегой.
Охотно вступает в беседу – рассказывает, что живет в "Славянке" уже давно. Связь топонимики поселка с именем Сталина он объясняет амбициями председателя правления ДНТ Вячеслава Зуева. "Он даже называет себя, как Сталин, – хозяином. А действует далеко не по-коммунистически, так что и на товарища он не тянет. Скорее, господин. Ты вбей там себе, – показывает он на смартфон – понимаешь, у нас улицы называются не просто Сталина, а – ге-не-ра-лис-си-му-са Сталина! Ты хоть понимаешь, кто он вообще такой был?"
Репрессированных на деле было не так много, как говорят, – в лагерях казнили всего 76 тысяч человек
Еще одна прохожая, представившаяся Людмилой Васильевной, вообще не видит ничего удивительного в том, как называются улицы в этом дачном некоммерческом товариществе. Она преподает историю в школе и в одном из новосибирских вузов. В "Славянке" у нее живет сын с семьей.
– Название улиц оправдано, ведь это память не столько Сталина, сколько всей страны, которая прошла огромный путь в своем развитии. Мы получили разрушенную страну накануне революции и после войны. Сейчас прошло почти тридцать лет после распада союза, и до сих пор мы не достигли того уровня, который у нас был при советской власти, – убеждена Людмила Васильевна. – Репрессированных на деле было не так много, как говорят, – в лагерях казнили всего 76 тысяч человек. Сравните с тремя миллионами человек, по данным ООН, и пятью миллионами, по данным Жириновского, – погибших в годы становления демократии.
В "лихие 90-е", рассказывает Людмила Васильевна, только в Екатеринбурге "таких убитых при переделе собственности осталось целое кладбище".
– Наши родители своим трудом создали мощь страны, один Уралмаш чего стоит. Так ведь сколько людей постреляли из-за него… Потом будут много говорить об этом, сейчас время не пришло.
В новосибирском отделении КПРФ о существовании поселка, все улицы которого носят имя советского вождя, понятия не имеют.
"Никогда не слышал", – ответил второй секретарь Новосибирского обкома КПРФ Ринат Сулейманов и поинтересовался месторасположением ДНТ.
"КПРФ не имеет никакого отношения к факту наименования улиц", – подчеркнул он и предположил, что название переулков в поселке обусловлено выбором жителей: "Вероятно, так договорились на общем собрании". В качестве места для установки бюста Сталину в Новосибирске поселок с улицами его имени не рассматривался, добавил Сулейманов. По поводу установки бюста "вождю народов" в Новосибирске, кстати, несколько лет шли бурные дискуссии. Коммунисты предлагали поставить бюст в исторической части города или рядом с памятниками воинской славы. Художественный совет Новосибирска им в этом отказал, но зато разрешил установку памятника Сталину на территории регионального отделения КПРФ, на улице Большевистской, 29. Бюст появится накануне 9 мая.
А у жителей поселка "Славянка" местная топонимика никаких идеологических дискуссий не вызывает. Для них "генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин" – столь же привычный топоним, как и традиционные "Ленина – Кирова – Орджоникидзе – Горького – Котовского" и прочие.
"А что в этом такого?" – искренне удивляется Елена, молодая дама с детской коляской, на вопрос о ее отношении к наименованию улиц. В ответ на краткий рассказ про ГУЛАГ, лагеря, аресты и напоминание, что Новосибирск был "перевалочным" пунктом для многих репрессированных и сосланных в лагеря, слегка задумавшись, она отвечает: "А мне нравится".
Елену больше волнуют сугубо практические вопросы – такие как долги за электроэнергию, строительство дорог. Зуев называет себя хозяином, подтверждает она, но "ведь у него есть на это право – это он получил землю, начал продавать участки, начал управлять поселком". Но теперь, по ее словам, многие жители недовольны "хозяином", поскольку он намерен в очередной раз повысить тарифы на электричество в разы, мотивируя это огромными долгами перед энергетиками. Притом что все жители поселка исправно платят за электроэнергию и хранят квитанции об оплате как зеницу ока.
За последние три года долг вырос в разы. Еще в ноябре 2016-го состоялось заседание новосибирского арбитражного суда по иску "Новосибирскэнергосбыт" к ДНТ "Славянка". По данным суда, ни Зуев, ни его представитель на заседание тогда не явились. Суд удовлетворил иск энергетиков и постановил выплатить 608 тыс. рублей долга. В ноябре прошлого года новосибирский арбитраж удовлетворил новый иск энергетиков, согласно которому дачное товарищество должно уже более двух миллионов рублей, из которых – 1,8 млн руб долга и 300 тысяч пени.
Строительство "социализма" идет здесь ни шатко ни валко. Водопровода в поселке нет и, как ожидается, в ближайшее время не будет. Те, кто сюда переехал жить, вынуждены бурить скважину. Глубина у всех разная: кто "врезался" поглубже – те пьют нефильтрованную воду, те, у кого средств на "стометровку" не хватило – вынуждены фильтровать каждый стакан или бегать в поселковый магазин за пятилитровками – 70 рублей за бутылку.
Местные показывают дом самого Вячеслава Зуева, длинное, как торговая галерея, здание стоит вдоль улицы прямо у въезда в поселок. Участок – довольно внушительных размеров, на глаз – соток 30. За глухим забором раздается лай собаки. Затем чей-то мужской голос сообщает, что хозяина нет, и когда будет, неизвестно.
Да мне пофиг, чьим именем, хоть мистера жопы, лишь бы бизнес шел
Согласно данным онлайн-ресурса Rusprofile, помимо ДНТ "Славянка" господин Зуев был учредителем еще восьми ныне ликвидированных юридических лиц. В двух из них он числился руководителем. В частности, был директором ООО ПТСК "Парнас", которое занималось оптовой торговлей лесоматериалами и строительными материалами. Сегодня свою должность в ДНТ Вячеслав Валерьевич совмещает с индивидуальным предпринимательством, занимаясь перевозкой грузов.
Единственная торговая точка в "Славянке" – это отапливаемый масляным обогревателем сарай, расположенный в центре поселка.
– Да мне пофиг, чьим именем, хоть мистера жопы, лишь бы бизнес шел, – весело отвечает на вопрос о названии улиц владелец магазина и по совместительству продавец. Свое имя назвать он не пожелал. В ассортименте сельпо – хлеб, пиво, сигареты, "бичпакеты", бытовая химия и прочие продукты первой необходимости. Для бизнеса, по словам хозяина, место вполне подходящее:
– Торговля идет не бойко, но все же покупатели есть. Народ здесь платежеспособный. Зимой покупают всего понемножку, а летом топ продаж – пиво.
Лицензии на продажу крепкого алкоголя у него нет, так как площадь не позволяет, и это "большая проблема". Подошедший покупатель, лет 60 на вид, сетует: "Шампанское, вино, да и что покрепче – из города не навозишься. А в остальном – место отличное, до Новосибирска две остановки, маршрутка как часы ходит. Трасса на аэропорт, перспектива есть".
Есть в поселке "Славянка" и свои достопримечательности. Например, мостик через глубокий сточный овраг, печальный ангелочек на его перилах и обугленное здание. Это все, что осталось здесь от столяра, который когда-то открыл в поселке свою мастерскую.
Мастерил декоративные мосты, качели, резные ограды и заборы, украшения для срубных фасадов. Просуществовала мастерская недолго – как только пошли заказы едва ли не со всей области, деревянный сруб с резной дверью сгорел. По официальной версии, виноват кот, который опрокинул электронный обогреватель, правда, жители в это верят с трудом, но свои предположения от греха подальше предпочитают не озвучивать. Сам же мастер бросил деревянные заготовки, которые успели вынести пожарные, и уехал, не оставив даже номера телефона. Сгоревшая мастерская и материал с заготовками погребены под нанесенным за зиму снегом.
Серьезной проблемой для местных жителей оборачивается неграмотность местных паспортисток. В паспортном столе часто ошибаются в слове "генералиссимус". По правилам надо писать название улицы полностью, а именно: "улица имени Генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина". Так решил господин Зуев, и головная боль в связи с этим не только у паспортисток, но и у людей, решивших повесить на заборе табличку с названием улицы и номером дома. Столько букв в стандартные таблички не умещаются – не билборд же на заборе клеить. А в УФМС если и удается вписать без ошибок адрес прописки, то уместить его в бланках – почти нереально.
Репрессии. А ты знаешь, как это – страну поднять? Что, врагов тогда не было? Ты сейчас посмотри на либерастню нынешнюю. Мать родную продадут, не то что страну
– У меня в паспорте две зачеркнутые записи о прописке и только третья правильная, – жалуется жительница 5-го переулка имени Генералиссимуса И.В. Сталина. Сейчас, по ее словам, стало проще – в ходе долгих распрей господин Зуев все-таки официально сократил имя вождя народов в названии улиц до инициалов, правда, в написании его звания до сих пор допускают грамматические ошибки.
– На самом деле мы зря записали Сталина во враги народа, – понизив голос, будто сообщает нечто сакральное, говорит Владимир, прогуливавшийся вдоль карьера. – Вот давай между нами, без всяких камер, – он смотрит в упор немигающим взглядом. – Репрессии. А ты знаешь, как это – страну поднять? Что, врагов тогда не было? Ты сейчас посмотри на либерастню нынешнюю. Мать родную продадут, не то что страну. Тьфу, – он сплевывает сквозь зубы и смотрит сквозь старый карьерный экскаватор, предоставленный на время зимнего ненастья самому себе и заледеневший.
– Поселок-то замечательный, – продолжает Владимир. – А что долги за электричество – так ведь пока не отключают. А если даже и отключат, то печка у каждого есть, дрова за углом. Свет? Летом день долгий, а зимой что делать, в интернетах сидеть? Мне все это не надо. Я живу в своем обособленном мире, понимаешь? Дорогу на улице сам чищу. Еда, овощи, картоха – своя. Мясо тоже. Вот на лекарства разве деньги нужны.
Мы стоим на берегу замерзшего озера – точнее, заполненного водой карьера. Главным бонусом для покупателей участков было как раз это озеро. Дом у воды рядом с городом – дорогого стоит. Жители здесь, вопреки предупреждающим табличкам, организовали пляж: несколько лет назад собрали деньги на благоустройство, огородили территорию, облагородили. "Таблички о запрете купания, которые установлены на берегу, установил карьер, чтобы обезопасить себя – вдруг кто утонет", – говорит Владимир. Но просуществовал пляж недолго.
Предприятие, которое занимается добычей песка, затопило весь пляж илом. "Они песок добывают, а ил со дна и другой шлак откачивают обратно. Когда-то было очень хорошо, вода была, люди купались. Сейчас одна грязь осталась", – сообщает Владимир. По его словам, работы собирались свернуть еще в 2015 году, но потом владельцем карьера стал "Главновосибирскстрой", ведущий строительный игрок на местном рынке. Глубина водоема доходила до 25 метров, а сейчас его можно перейти вброд, если илом не засосет. И все же народ надеется, что карьер рано или поздно прекратит добывать песок и озеро восстановится.
– На этом месте были сплошь березы, – Володя указывает вдоль береговой линии. – А теперь все они на дне лежат. Их вымыло, сами на дно попадали. И копают теперь в другую сторону. Наверное, море сделают, там и до Оби недалеко уже осталось. Понимаешь, песка здесь очень много, причем это хороший, штукатурный песок. Поэтому их уже не остановишь. Нет у нас такой силы.
В нескольких метрах от нас сидят рыбаки – ловят рыбу через лунки. Говорят, идет окунек, лещик, карась.
– А был бы Сталин жив, позволил бы пляж загубить?
– Если б для народного хозяйства песка не хватало, то может, и позволил.
– А пляж?
– А что пляж? Умер.
До самого господина Зуева корреспонденту "Сибирь.Реалий" дозвониться не удалось. Заместитель главы Кудряшовского сельсовета Елена Зырянова утверждает, что не помнит, при каких именно обстоятельствах утверждались названия улиц в "Славянке", но говорит, что жалоб от жильцов не поступало.
– А по каким критериям происходит утверждение названия улиц? Если бы человек захотел назвать улицу в честь, например, Бориса Немцова, например? Ему бы разрешили?
– В рамках 131-го закона это решают депутаты. Собирается сессия совета депутатов. На нее с вопросом о переименовании или названии улиц обращаются граждане – например те, кто приобрел земельный участок, на котором будет возводиться малоэтажное жилье. И они предлагают какой-то вариант, как бы они хотели назвать эти улицы. Депутаты это рассматривают. Допустим, к нам осенью обратилась гражданка, купившая землю под ИЖС. У нее было пожелание назвать улицу в честь какого-то человека. Она пришла на сессию, и депутаты спросили, почему именно в честь этого человека? Я не помню подробностей, но она, кажется, говорила, что это ветеран, который жил в одном из районов области, прожил достойную жизнь и т.д. А депутаты сказали: извините, у нас достаточно своих почетных уважаемых граждан, в честь которых можно было бы назвать улицу. И утвердили какое-то нейтральное название, типа Лесная или Цветочная.
– То есть нет четких критериев, депутаты голосуют так, как сочтут нужным? И в данном случае они проголосовали за то, чтобы эти улицы носили имя Сталина?
– Тут не подскажу, это надо архивы области поднимать, мы туда документы сдаем. Но я думаю, что порядок с тех пор не менялся.
В современном российском законодательстве процедура, позволяющая самим гражданам выбирать наименование улиц и других городских объектов, четко не прописана, считает ведущий юрист ЮФ "Бизнес и право" Иван Кашарин, специалист по земельному законодательству. Он объяснил, что вопрос выбора наименований улицам и другим объектам находится в ведении органов местного самоуправления – они сами решают, поддержать инициативу жителей по выбору названия объекта, если таковая имелась, или нет.
– В законе говорится об органах самоуправления, – говорит Кашарин. – На уровне района, видимо, депутаты оставили эти полномочия себе. Но в Новосибирске депутаты госсовета фактически передали данную функцию чиновникам городской администрации. В мэрии есть специальная комиссия, которая занимается наименованием улиц, а постановления выходят за подписью мэра. В целом в масштабах страны фактически выбирают или утверждают названия улиц соответствующие отделы местных администраций. В каких-то российских городах иногда возникают попытки вернуть эти полномочия депутатам.
Последний громкий прецедент, вспоминает Кашарин, произошел в прошлом году в Екатеринбурге: местная фракция КПРФ пыталась добиться передачи полномочий выбора наименований от муниципалитета к депутатам Гордумы. Поводом стало намерение команды Ройзмана, на тот момент главы города, вернуть улице Володарского (российский большевик, революционер, убитый в 1918 году. – Прим. С.Р) ее историческое название – Богоявленская, а также вернуть исконное название остальным "советским" улицам. Но коммунисты, по сведениям Кашарина, не стали "дожимать" свою инициативу – скорее всего, это была лишь пиар-акция перед выборами президента РФ.