В Новосибирске инициативная группа не оставляет попыток установить в городе памятник Иосифу Сталину. До сих пор художественный совет города на все ее предложения отвечал единогласным отказом. На заседании в конце сентября было принято решение создать рабочую группу для решения проблемы. В ноябре инициаторам были предложены четыре площадки, но ни одна их пока не устроила.
Бронзовый бюст вождя уже давно отлит. Сейчас авторы идеи собирают деньги на гранитный постамент, чтобы в итоге получилась трехметровая композиция. Впервые группа новосибирцев под руководством Алексея Денисюка, участника движения "За Сталина", решила поставить памятник вождю еще в 1998 году. Тогда руководство города сразу отвергло эту идею. Следующую попытку сталинисты предприняли в прошлом году.
Однако место для памятника – Сквер героев революции – выбрали неудачно. Этот сквер является объектом культурного наследия, и строить там что-то новое нельзя. Тогда авторы идеи написали письмо в мэрию с просьбой предложить альтернативную площадку. Им посоветовали территорию Новосибирского колледжа имена маршала Покрышкина.
– Мы подготовили эскизный проект, собрали более 300 тысяч рублей, – рассказывает Алексей Денисюк. – 22 сентября состоялось заседание художественного совета Новосибирска. На заседании против установки памятника высказалось руководство колледжа. У нас был еще один проект, в центре города, вблизи стелы героям ВОВ. Но нам опять отказали, потому что там проходят инженерные коммуникации.
Тем не менее, на заседании худсовета решили создать рабочую группу для решения вопроса. В нее вошли несколько членов совета и сам Денисюк. Сейчас эта группа определяет новые варианты для установки бюста. О том, почему так долго идет процесс согласования, Алексей Денисюк говорит так:
– Город возглавляет первый секретарь новосибирского обкома КПРФ, мы этот фактор используем, но сопротивление идет. КПРФ всегда занимает плавающую позицию, хочет сидеть между двух стульев. С одной стороны, они не могут сегодня не говорить хорошо о Сталине. В этом случае они потеряют большое количество своих сторонников. С другой стороны, они парламентская партия. Некоторые избиратели отвернутся от них, если они поддержат идею увековечивания его памяти. Мы хотим установить памятник Сталину как одному из выдающихся лидеров государства. Он был выдающимся полководцем, возглавлял вооруженные силы перед войной. Но наша цель – это не памятник сам по себе. На протяжении многих десятилетий происходит очернение деятельности Сталина.
Наша инициатива направлена на то, чтобы добиваться исторической правды. Сегодня в стране отношение и властей, и интеллигенции к Сталину агрессивное... По поводу репрессий данные значительно завышены
Наша инициатива направлена на то, чтобы добиваться исторической правды. Сегодня в стране отношение и властей, и интеллигенции к Сталину агрессивное. Но, например, по поводу репрессий данные значительно завышены. Говорят о десятках миллионов репрессированных. Но есть данные, что зафиксировано не более 600 тысяч случаев.
Председатель художественного совета города архитектор Александр Ложкин считает, что никакой политической подоплеки в отказах установить бюст Сталину нет:
– Худсовет не оценивает нужность или ненужность установки памятника. Он рассматривает соответствие объекта тому месту, где предлагается это сделать. Политический смысл не в компетенции худсовета. Если будет найдено место, где скульптура будет соответствовать окружающей обстановке, то я не вижу причин отказать. Но моя личная точка зрения, а не как члена худсовета, такова. Мне очень не нравится, что в Новосибирске началась война памятников. На мой взгляд, они должны устанавливаться тем фигурам, чей вклад в историю не вызывает споров и сомнений, в отношении которых у общества есть согласие.
В этом смысле я считаю неправильным установку памятников Николаю II и Сталину... Пока в обществе не достигнуто согласие на его счет, ставить такие памятники преждевременно
В этом смысле я считаю неправильным установку памятников Николаю II и Сталину. У обеих фигур есть серьезные заслуги в истории. Если говорить о Сталине, то нельзя отрицать, что этот человек был верховным главнокомандующим во время войны, его вклад в победу несомненен. При этом мы знаем те негативные моменты, которые с ним связаны. Пока в обществе не достигнуто согласие на его счет, ставить такие памятники преждевременно. Когда люди выходят с такими инициативами, они подливают масла в огонь, – говорит Александр Ложкин.
Памятник Николаю Второму, открытый в июле в Новосибирске по инициативе РПЦ, действительно вызвал общественную дискуссию и даже спровоцировал акт вандализма. Несмотря на то что император руководил строительством Транссиба и был председателем комитета сибирской железной дороги, поспособствовав, таким образом, основанию города, нашлись те, кто был недоволен установкой этой скульптуры. В качестве основного аргумента противники идеи говорили о вине Николая Второго в военных поражениях России и о его неспособности управлять страной. Спустя две недели после установки памятник попытались разбить – ночью 1 августа полиция задержала вандала, который принес лестницу и топором наносил удары по скульптуре.
– Сегодня нет ни одной фигуры в нашей непростой истории, которая бы сплачивала общество, – считает председатель Союза краеведов Ново-Николаевска – Новосибирска Константин Голодяев. – Хотя бы в его подавляющем большинстве.
Если говорить про Сталина, войну выиграл не он, а советский народ. Просто сравните число погибших у Германии и у СССР
Если говорить про Сталина, войну выиграл не он, а советский народ. Просто сравните число погибших у Германии и у СССР. Никакой взлет развития страны не оправдывает массовых репрессий против собственного народа. Сейчас, пока общество в состоянии войны, никаких памятников, разжигающих рознь, быть не может. Я уже давно выразил мнение о введении моратория на установку в городе каких-либо памятников. Во всяком случае, все они должны проходить общественные слушания и рекомендацию худсовета. Памятник Николаю II, при всем его вкладе в становление нашего города, таких слушаний не проходил. В результате – конфликт, вандализм. Город – это не частная лавочка, – замечает Константин Голодяев..
По сведениям кандидата исторических наук, доцента НГУЭУ Алексея Теплякова, только в 30-е годы при Сталине было расстреляно 130 тысяч жителей региона, еще больше умерло от голода в сельской местности, а также в лагерях и ссылке.
– Он уничтожил огромное количество новосибирцев, включая писателей, ученых и артистов, – говорит Алексей Георгиевич. – Памятник ему выглядел бы глумлением над памятью громадного количества людей. Я не считаю, что можно сравнивать резонанс от памятников этим деятелям, Николаю II и Сталину.
Он уничтожил огромное количество новосибирцев, включая писателей, ученых и артистов. Памятник ему выглядел бы глумлением над памятью громадного количества людей
Монумент Сталину – это обязательный общественный скандал, неизбежные заявления о палаче, уничтожавшем соотечественников миллионами, и непримиримая полемика с теми, кто видит в нем лучший символ советской державности. Николай – куда менее значимая фигура, ее критикуют по-настоящему только коммунисты. Россияне в целом относятся к нему довольно ровно – обычно как к историческому неудачнику. Но в Новосибирске он тот, чье имя получил город при основании и носил более трех десятилетий. В современной России нередко устанавливают памятники очень противоречивым фигурам, вроде адмирала Колчака, чей вклад в белый террор очень преувеличен, или Ивана Грозного, опричный террор которого, напротив, вне сомнения. Если россияне до сих пор не уверены точно, кто они есть: советские, русские, православные, евразийцы, западники, то уж про согласованное отношение к историческим событиям и деятелям и говорить не приходится, – полагает Алексей Тепляков.
Местная инициативная группа – не единственная в стране, кто борется за увековечивание памяти Сталина. В том же Новосибирске в 2014 году житель города поставил золотой бюст вождю на частной территории. В республике Марий Эл "позолоченный Сталин" разместился у проходной мясокомбината. В городе Кыштыме Челябинской области увековечили образ Иосифа Виссарионовича в красных лампасах. Причин у этого явления – несколько, считает историк Павел Гнилорыбов.
– Эта тенденция связана с тремя факторами, и лишь один из них фундаментальный. Люди скучают по условному "имперству", и они готовы ставить памятники любому человеку, при котором "был порядок". Здесь в ход идут любые герои от Ивана Грозного до Сталина. Второй факт – банальное желание "хайпануть". О забытом всеми обкоме КПРФ, который решился поставить фигуру Сталина, начинают массово все писать. Иногда, кстати, озвучивается лишь намерение, а сам памятник не ставится. Третий фактор – относительная дешевизна современной скульптуры. Конкретных цен у меня нет, но на некоторые бюсты явно потратили не больше 120–130 тысяч рублей. Лепи хоть на каждом углу.
По всей России сейчас установлено от 70 до 100 памятников Сталину. Особенно много – в Северной Осетии, чуть ли не десятая часть от общего числа.
По всей России сейчас установлено от 70 до 100 памятников Сталину. Особенно много – в Северной Осетии, чуть ли не десятая часть от общего числа
С помпой и цветами открывали памятники в Липецке, Тамбове, Архангельске, Тверской области, Пензе, ряде районных центров и вообще образцовых медвежьих углов. На одном памятнике, например, есть надпись "От благодарных потомков". Но нужно понимать, что практически любого Сталина сразу же после установки обливают краской. Местная власть не хочет провоцировать конфликты, ей нравится сидеть тише воды. Поэтому, например, в Сургуте памятник демонтировали сразу же после установки. На мой взгляд, лучшими "памятниками" ему являются расстрельные полигоны и каналы, вырытые заключенными. Также хорошим памятником будет служить полностью музеефицированный исправительно-трудовой лагерь и большая сеть региональных музеев. Сталин уже увековечен, оглянитесь. Приходите в любой краеведческий – вас там встречают сводки о том, сколько металла отлили и сколько зерна собрали под красными знаменами. О прочем часто – ни слова. Есть счастливые исключения, но их мало, – уверен Павел Гнилорыбов, член совета Вольного исторического общества, гид проекта "Топография террора".
О том, что думают жители Новосибирска об установке бюста Сталину, "Сибирь.Реалии" поговорили с несколькими горожанами:
Егор Крылов, эксперт по маркетингу:
– На мой взгляд, важно знать историю и личностей, которые оставили в ней след. И тут неважно, как лично я или кто-то другой относимся к спорным фигурам. Я не могу сказать, нужен ли нам памятник Сталину или Николаю Второму. На мой взгляд, нужно уважать не столько отдельных людей, сколько их дела и поступки. Так, к примеру, памятник Сталину станет надгробием для всех репрессированных, и в то же время символом победы в ВОВ.
Марина Кузнецова, молодая мама:
– Лично я против! Сталин кровавый диктатор, уничтожил цвет нации, погубил самых талантливых людей! Тысячи были замучены и уничтожены в концлагерях. Я считаю, что такие памятники не нужны. Но если говорить про несогласие в обществе, то его не памятники раскалывают!
Андрей Попков, житель Новосибирска:
– По мне, так памятники уместны на могилах. С точки зрения фиксации исторической памяти можно устанавливать какие-то памятные монументы, например, на местах исторических свершений. Если и ставить памятник подобным фигурам, то нужно сделать общий Николаю Второму и Сталину, где они вместе поедают русского мужика. Как символ преемственности общей линии государственного управления сквозь времена и политические строи.
Денис Дильман, молодой предприниматель:
– Я считаю, что вопрос тут не в фигуре, а как подать. Не факт, что если бы был не Сталин у власти, не было бы репрессий. Памятник ставится не человеку в целом, а его определенным поступкам. Сталин победил в ВОВ – этому я бы памятник поставил. Но вообще, наш город и так один большой памятник Сталину, если, например, архитектуру брать.
Дарья Чиркова, event-менеджер:
– Я не считаю, что памятник Сталину нужен. Нельзя отрицать, конечно, что Сталин много сделал для страны, в частности, в трудное для нее время. Однако ассоциируется он прежде всего с репрессиями и лагерями для своих же сограждан. И это тоже никуда не денешь. Поэтому нет – памятник человеку, который погубил огромное количество своих же людей, нам не нужен.