На следователя Сергея Лысых из города Усолье-Сибирское в Приангарье заведено уголовное дело, сообщил редакции "Сибирь.Реалий" правозащитник Павел Глущенко. Его обвинили в фальсификации протокола и подмене вещдока, изъятого по делу о пытках Марины Рузаевой в отделении полиции.
"Сегодня мне позвонила следователь, сообщила, что на Лысых завели дело по 303-й статье ("Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности". – Прим. С.Р.), – сообщил "Сибирь.Реалиям" Глущенко. – Не удивлюсь, если выяснится, что Лысых принуждали это сделать – ведь его начальником в то время был Денис Зарецкий, руководитель усольского следственного отдела и родственник Самойлова, одного из напавших на Марину полицейских".
О подмене важного вещественного доказательства и фальсификации протокола о его изъятии правозащитники объявили в начале декабря. Спустя несколько дней Следком области объявил о доследственной проверке, обычный срок которой в 10 дней был продлен на месяц.
По словам Глущенко, следователи по делу о пытках Марины Рузаевой в отделении полиции подменили важный вещдок – пальто-пуховик, в котором пострадавшую увезли в полицию и пытали шокером. "На настоящем пуховике должны остаться следы от шокера, потому что Марину били им прямо через верхнюю одежду, видимо, в надежде, что следов почти не останется (следы остались, что подтвердило медосвидетельствование). И тут эксперт выдает заключение, что следов на одежде нет! Мы смотрим протокол, а там время – 8 часов утра, притом что пуховик мы привезли следователю только в 14 часа дня!" – сообщил Глущенко. Позже Следственный комитет региона подтвердил неверную датировку протокола.
Кроме того, правозащитники установили, что подписи поднятых в протоколах были подделаны: в обоих документах – утреннем и вечернем – фамилии понятых стоят разные. "Сами понятые их не подписывали! Я сегодня съездил к ним, благо адреса указаны, – все отрицают, что подписывали протокол. А одна "понятая" даже поставила свою подпись рядом, чтобы стало понятно, что это вовсе не она расписывалась. Налицо подделка материалов уголовного дела. Какова наглость, а? И как не боятся?!" – сообщил Глущенко.
В среду стало известно о том, что Следственный комитет России уже в третий раз закрыл дело о пытках в полицейском участке усольчанки Марины Рузаевой. Выяснилось, что дело было прекращено еще 25 ноября, но пострадавшей и ее адвокатам об этом сообщили только в конце декабря. При этом следователь сослался на слова полицейских, обвиненных в пытках женщины, – они заявили, что не пытали Рузаеву. При этом показания пострадавшей он назвал "непоследовательными", а слова ее мужа – "недостоверными".
В конце октября Следственный комитет Иркутской области в третий раз возобновил расследование уголовного дела в отношении троих полицейских, которых обвиняют в пытках матери шокером. До этого дело о пытках Марины Рузаевой закрывали весной, спустя полтора года после начала расследования. В сентябре суд отказался рассматривать жалобу пострадавшей на бездействие правоохранительных органов.
Жительница Усолье-Сибирское Марина Рузаева уже три года пытается привлечь к ответственности полицейских, которые пытали ее в участке. По словам женщины, ее пять с половиной часов избивали в усольском отделении полиции с применением электрошокера, заставляя признаться в убийстве соседа. Правозащитникам Иркутска с большим трудом удалось добиться возбуждения уголовного дела на майора Дениса Самойлова и оперативников Александра Корбута и Станислава Гольченко из УМВД Усолья-Сибирского. Двое из них до сих пор работают в полиции Усолья.