Жители Кемерова, среди которых архитекторы, известные ученые и деятели культуры, протестуют против планов властей и церкви установить на особо охраняемой территории 24-метровую статую покровительницы шахтеров святой Варвары. Масштабную стройку предполагается развернуть в Рудничном бору – там, где даже в годы войны не было срублено ни одного дерева.
Еще летом власти Кемерова провели конкурс эскизов, победу в котором одержал скульптор Константин Зинич. Он предложил такой вариант: 24-метровая статуя Варвары с православным крестом в правой руке. РПЦ обратилась к населению шахтерского региона с просьбой поддержать проект пожертвованиями. Заступницей горняков Варвару считают потому, что, согласно легенде, ее отец язычник Диоскор преследовал дочь – христианку, и однажды она скрылась от него в горе, которая расступилась и спрятала деву. И вот теперь в Кемерове водрузить Варвару планируют в любимом многими бору.
Святая Варвара, между тем – один многочисленных героев церковного эпоса, в действительности, скорее всего, не существовавших. Истории церкви известны культы таких святых, однако сами эти личности истории церкви не известны. В процессе реформы в 1969 году святая Варвара была исключена Римской католической церковью из литургического календаря вместе с несколькими десятками других святых, в отношении которых нет достаточных доказательств их действительного существования. Православная церковь, несмотря на это, чтит литургическую традицию святой Варвары, хотя в богословских кругах к ее культу относятся с сомнением.
Однако история кемеровской святой Варвары, конечно, не связана с теологической дискуссией. Решение о возведении монумента региональные власти приняли, не посоветовавшись с горожанами: глава горсовета, член партии "Единая Россия" Николай Сенчуров заявил, что не видит необходимости в проведении публичных слушаний. Горожане начали протестовать.
С открытым письмом к губернатору Сергею Цивилеву обратились известные в Кузбассе люди. Они просят "отказаться от планов возведения гигантского монумента в Рудничном бору, а также от планов по дальнейшему "окультуриванию" городской тайги".
Слева от неё будет стоять опора ЛЭП, а справа – вышка сотовой связи. Над головой будут проходить провода, и лес, который ей будет по колено
– Там участок склоновый, где произрастают краснокнижные растения, – говорит кандидат биологических наук Андрей Егоров. – Также на территории бора есть уникальные участки, где какие-либо воздействия не желательны вообще. Биолог Андрей Егоров – один из 12 авторов открытого письма с просьбой не устанавливать статую святой Варвары на территории Рудничного бора.
– Как это всё будет выглядеть: слева от неё будет стоять опора ЛЭП, а справа вышка сотовой связи, – говорит биолог. – Над головой будут проходить провода, и лес, который ей будет по колено.
Специалисты уверены: установка статуи на территории Рудничного бора нанесёт ущерб природе.
– Там есть птицы редкие, белки живут – шумовой эффект может вытеснить оттуда часть фауны, – считает Андрей Егоров. – Через некоторое время окружающая территория начнет деградировать.
На очередной сессии местный совет принял решение, согласно которому на территории всего Рудничного бора разрешается "использование оборудования, механизмов и транспортных средств для размещения и обслуживания объектов", а также "размещение объектов и элементов благоустройства: биотуалетов, мусорных контейнеров, малых архитектурных форм, скульптур". Гражданские активисты уверены: депутаты намеренно изменили положение об особо охраняемых природных территориях, чтобы узаконить установку статуи святой Варвары. Однако, по их мнению, устанавливать в бору 24-метровый памятник власти всё равно не имеют права.
– Рудничный бор отнесён к особо охраняемой природной территории местного значения, – говорит доктор исторических наук, лауреат премии Кузбасса Александр Коновалов, один из авторов письма. – А в последние дни решением депутатов горсовета внесены изменения, связанные с возможностью строительства на особо охраняемой природной территории малых архитектурных форм и скульптур. И основная наша претензия в том, что скульптура святой Варвары, высота которой по эскизам должна составлять 24 метра (а это 8-этажный дом) с часовней в основании, никак не подходит под малую архитектурную форму. Она больше напоминает объект капитального строительства (хотя в городском совете это отрицают), для возведения которого требуется проведение экологической экспертизы и заключение надзорных органов.
Согласно определению, малая архитектурная форма – это лишь вспомогательное сооружение, дополняющее общую композицию архитектурного ансамбля застройки.
– Такие скульптуры не относятся к малым архитектурным формам, – утверждает почётный архитектор России, член Союза архитекторов России Юрий Зюзьков. – Это большое сооружение, как Мамаев курган. Я считаю, нельзя там ставить такое.
В своё время Юрий Зюзьков работал над проектом одной из главных кемеровских православных святынь, часовней иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", однако строительство статуи святой Варвары без согласования с кемеровчанами считает ошибкой.
– Она не будет в том месте (на Лысой горе Рудничного бора. – Прим. С.Р.) восприниматься, – уверен Юрий Зюзьков. – Там нет близких проезжих дорог. Надо выставлять на обсуждение всё это. А то потом будут претензии, как с детской железной дорогой: затратили 300 миллионов рублей, а теперь её надо убирать, потому что по ней никто не ездит, а ещё она отрезает город от реки.
Если будет статуя, значит, туда пойдут и паломники, которым потребуется дополнительная инфраструктура: биотуалеты, лавки для сувениров, условия доступа
Для установки скульптуры потребуется фундамент, базирующийся на сваях-опорах, которых будет около ста, а также тяжелая строительная техника. По мнению городан, технику придётся провозить через весь бор. А это может привести к нарушению растительного покрова, почвы и просто уничтожить веками произраставшие там уникальные сосны.
– Если будет статуя, значит, туда пойдут и паломники, которым потребуется дополнительная инфраструктура: биотуалеты, лавки для сувениров, условия доступа, так как сейчас там просто протоптанная дорожка, – говорит Александр Коновалов. – Святая Варвара – это отправная точка для развития туристической инфраструктуры в бору, и это всех очень беспокоит: протянуть свои руки к бору коммерсанты пытаются уже давно.
В Кемерове прошла пресс-конференция с участием городских депутатов и тех архитекторов и биологов, которые поддерживают идею установки памятника святой Варваре. Основной аргумент – в Кемерово нужно привлекать туристов. Архитектор Олег Ражев на этой пресс-конференции заявил, что установка скульптуры святой Варвары на территории Рудничного бора технически возможна, а духовный символ Кузбасса привлечет туристов. Более того, уникальным скульптуру сделает её литье – великомученица Варвара будет выполнена из выбеленной бронзы.
"Кроме организации места отдыха населения, будут предприняты обязательные действия по охране экосистемы Рудничного бора. Тогда территория станет более приглядным и приятным местом отдыха", – цитирует мнение доктора биологических наук Юрия Манакова официальный сайт администрации Кемеровской области. В интервью одному из местных изданий тот же самый биолог утверждает, что место установки статуи уже и так не представляет собой ценности в ботаническом смысле – растительный покров там уничтожен. А саму статую обещают доставить вертолетом, чтобы предотвратить негативное воздействие на бор. Однако читателям эти слова показались неубедительными.
хе хе
Люди не хотят статую! понимаете НЕ ХОТЯТ!!! Вне зависимости от экологического влияния!
Аноним07.
Ну и зачем так рвать #опу?)) вертолет поди немалых денег стоит, и всё за наш счет господа(((
Алексей Борисов
Ну и логика этого непонятного "эколога": если нарушено, то и сохранять не надо. Лучше бы думал о том, что если нарушено, то как восстановить и сохранить! Совсем власти ополоумели с этим истуканом. Что творят, "варвары"?
Дон Педро
да им завтра скажут с администрации что трава синяя они будут это с пеной у рта доказывать. Ещё и докторскую на эту тему напишут. Лучше так чем работать.
В сетях появляется все больше просьб и требований отменить проект.
Рудничный бор в центре скандала оказался не впервые. По словам биолога Егорова, было время, когда местные чиновники, наоборот, выступали за чистоту кемеровского леса.
– Сначала депутаты горсовета рассказывали всем, что это очень ценный участок города Кемерово, запретили там все виды деятельности, – говорит Андрей Егоров. – Ребятишки там занимались зимним спортивным ориентированием – они их выгнали оттуда, депутаты горсовета. Они убрали буквально несколько недель назад с территории ДЮСШОР чайную, в которую после лыжных прогулов можно было зайти и отдохнуть. Они признали её деятельность незаконной и выгнали их оттуда. И в то же время те же депутаты хотят развернуть там масштабные строительные работы по установке святой на особо охраняемой природной территории.
Как утверждает Александр Коновалов, никаких общественных слушаний по поводу установки в Сосновом бору статуи святой Варвары и храма не проводилось.
– И это очень многих людей возмущает, – утверждает эксперт. – Подобного рода идея требует широчайшего общественного обсуждения. Ведь общество у нас поликонфессиональное, мы являемся светским государством. Почему именно святая Варвара берётся в качестве такого образа, мало кому понятно. По сути, это раскол общества. Я внимательно смотрю за обсуждением в сетях. Уже сейчас есть неприятные выплёскивания, связанные с переходом на личности, со взаимными оскорблениями: "ты безбожник" или "у тебя православие головного мозга".
Корреспондент "Сибирь.Реалий" обратился к нескольким депутатам горсовета Кемерова, пытаясь выяснить, в связи с чем было принято решение разрешить установку "малых архитектурных форм" на особо охраняемой территории и почему проект установки статуи не прошел через публичные слушания. Ни одного комментария получить не удалось.
– Сейчас Кемерово подаёт пример, что если нельзя, но очень хочется, мы меняем задним числом закон, – считает биолог Андрей Егоров. – Было принято решение, а потом под это решение подгоняется существующая нормативная база. Причём эта подгонка местная противоречит региональным и федеральным законам об особо охраняемых природных территориях.
Опрос на улицах Кемерова показал: единой поддержки у проекта властей в городе нет.
Евгений Шишков, 37 лет, предприниматель:
– По мне, так лучше бы власти все свои силы на очистку дорог от снега бросили. С каждым годом – всё хуже. В пятницу видели, что творилось? Я домой шесть часов ехал, хотя обычно за 20 минут добираюсь. Из Кировского района транспорт вообще не ходил, даже таксисты отказывались в центр ехать – по 100 человек на остановках замерзали.
Александр Белов, 42 года, инженер:
– Я вообще не понимаю, как символом края могут религиозный объект назначать?! Я вот, например, не хочу, чтобы мои дети и внуки, гуляя по Набережной, откуда эту Варвару будет очень хорошо видно, постоянно её взглядом встречали. Религия – личное дело каждого, и Церковь отделена от государства по закону. А если власти призывают устанавливать религиозный объект в таком месте, значит, это нарушение прав и свобод нас, местных жителей.
Александра Морозова, 34 года, продавец:
– Интересный проект. Возможно, сюда и правда туристы потянутся. Только для этого нужно развивать туристическую инфраструктуру в целом, а не в одном месте. Вряд ли люди за сотни километров ради одной Варвары приезжать будут. А вот храм я бы там не строила, ведь у нас их по городу и так тьма-тьмущая.
Зульфия Ахметова, 64 года, пенсионерка:
– Это неуважение к моей вере. Тут "либо всем, либо никому". Да ещё и на самом видном месте в городе будет, будто других проблем в Кузбассе нет.
Олег Павлович, 67 лет, пенсионер:
– Хотелось бы, конечно, чтобы нам, старикам, лучше бы подняли пенсии. Наверняка эта статуя кучу денег стоит. Не верю я, что там всё на пожертвования. Вы видели, чтобы кто-то добровольно миллионы в церковь жертвовал? Вот и я не видел.
Константин Лобанов, 21 год, студент:
– Мне вообще всё равно. Я уже ни во что не верю. Мне кажется, что на фоне всех этих "грандиозных строек", таких как здания кассационного суда, филиала Мариинского театра, заинтересованные лица просто в очередной раз хотят "поиметь с нас".
Кристина, 24 года, бухгалтер:
– У нас есть закон о защите чувств верующих. Тогда почему нет закона о защите чувств не верующих? Что это за двойные стандарты? Вы посмотрите, что в мире происходит. Сколько религиозных войн на этой почве? Одни любят Аллаха, другие – Иисуса, третьи ещё кого-нибудь. Так давайте будем "любить" молча, и никому не будет обидно.
Максим Афанасьев, 35 лет, машиностроитель:
– Каждые выходные мы семьей ходим в бор, катаемся на лыжах. Это единственное место в городе, любимое многими, где можно свежим воздухом подышать. Вы посмотрите, сколько туда народу каждые выходные приезжает! И с детьми, и с собаками. И воспитанники детской лыжной школы там бегают, и для взрослых лыжников там подъёмники есть. Летом можно на велосипедах покататься, кто-то занимается бегом, спортивной ходьбой. Сколько лет туда хотели канатную дорогу с того берега Томи сделать – говорили, что нет денет. А тут на статую да на церковь за несколько дней нашли! Считаю, что трогать бор – преступление против кемеровчан. Надеюсь, там, наверху, одумаются.
Пока на протесты горожан власть никак не реагирует. Если ситуация не изменится, в ближайшее время активисты собираются обратиться в прокуратуру. Между тем 10 декабря Центральный районный суд Кемерова выписал штраф в 20 тысяч рублей пенсионеру Евгению Артемьеву за то, что 22 ноября он намеревался собрать подписи против установки статуи святой Варвары в Рудничном бору. Суд счел, что эта акция подпадает под статью КоАП 20.2, ч. 2 "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования". В интернете идет сбор денег на уплату штрафа, так как он вдвое превышает размер пенсии, которую получает Евгений Артемьев.