В последние годы в России появилось множество сообщений о пытках заключенных. Но сотрудникам колонии, пытающим и организующим эти пытки, чаще всего удается избежать ответственности. В уголовном кодексе РФ до сих пор нет соответствующей статьи для силовиков.
Бывший начальник колонии №14 в Нижегородской области Василий Волошин сбежал в Украину после того, как против него возбудили уголовное дело. В Украине Волошин обживается и даже претендует на получение гражданства.
"Комитет против пыток" – организация в России, которая борется за права заключенных и, в частности, расследовала преступления Василия Волошина. Они направили письмо в Генпрокуратуру Украины, в котором уведомили, что в России Волошин совершал не только те преступления, в которых его обвиняют российские власти. Правозащитники надеются, что Волошин не получит украинское гражданство и его все-таки экстрадируют в Россию, где его ждет наказание.
Настоящему Времени удалось найти Волошина в Киеве и задать ему вопросы.
Василий Волошин живет в Киеве. Вернуться в Россию он не может. Там он находится в розыске. Заключенные исправительной колонии №14 в Нижегородской области, начальником которой был Волошин, жаловались на систематическое нарушение их прав, в том числе жесточайшие пытки, вымогательства, сексуальное насилие. Всего на него поданы 184 жалобы к правозащитникам, рассказывает сотрудник "Комитета против пыток" Сергей Шунин.
"Василий Степанович причастен ко множеству совершенных преступлений, которые связаны с физическим насилием, с выбиванием нужной информации по делам, явок с повинной, показаний, – говорит Шунин. – В ПФРСИ, это одно из помещений, которые используются в качестве временного СИЗО в колонии. Туда доставляли подследственных из СИЗО-1 Нижнего Новгорода и там добывали любую необходимую оперативным сотрудникам информацию".
После волны жалоб на пытки Волошину пришлось уйти на пенсию, а затем на него завели уголовное дело. Правда, не за пытки, а за незаконную вырубку леса вокруг колонии, его продажу и присвоение чужого имущества.
"Там три статьи написаны: незаконная вырубка леса вокруг колонии. Так он говорит, что это чистка леса. Продажа этого леса незаконная. И якобы детскую коляску, которую один из заключенных изготовил, он присвоил. То есть смехотворное обвинение. Точка. Ни о каких пытках, ни о каких смертях ни в одном документе нет", – говорит адвокат Волошина Виктор Чевгуз.
Но из страны Волошину пришлось уехать на Северный Кипр – его Россия не признает и оттуда выдачи преступников нет. Правда, через несколько лет Волошин решил переехать в Украину, откуда он родом и где у него остались родственники. В аэропорту Борисполь его задержали, он числился в международном розыске.
Василия Волошина корреспонденты Настоящего Времени обнаружили случайно в камере СИЗО "Лукьяновская" в мае 2020 года. Суд решал, экстрадировать его в Россию или нет. Когда срок заключения в СИЗО вышел, Волошин отправился под домашний арест, а в августе 2020 года оказался на свободе – с обязательством являться в суды.
"Зал судебных заседаний №7 Печерского районного суда города Киева. Журналистам присутствовать в зале запрещено. Нельзя снимать и нельзя присутствовать в качестве вольного слушателя. Так решила судья. Сейчас она ушла на решение", – сообщили журналистам на заседании.
Корреспондент НВ попытался задать Волошину вопросы, связанные с его работой в России. Но они остались без ответа.
– Василий, пара вопросов буквально. Вы утверждаете, что у вас сейчас нет российского гражданства. Почему?
– 130 заявлений в Общественную палату с жалобами на пытки и убийства, которые произошли на территории колонии, где вы являлись начальником. Вы можете это прокомментировать?
– Как умерли заключенные колонии №14?
– Как умер Александр Кулемин?
– Как пытали Александра Масягина?
– Почему вы не хотите отвечать на вопросы?
Защита Волошина предоставила в суде документ от миграционной службы России, где написано, что Волошин не является гражданином России, поскольку в 1992 году, когда он менял советский паспорт на российский, ему выдали документ с нарушением. И сейчас он якобы лицо без гражданства.
"Что Волошин гражданином РФ не является”. Это установила УФМС, которая выдавала этот паспорт. А потом сами установили, что он гражданином не является. "На основании заключения УФМС по Нижегородской области, 17.04.2016, паспорт гражданина РФ признан выданным в нарушение установленного порядка". Нам этого достаточно, и мы говорим, что наша прокуратура выдает фактически гражданина Украины в РФ. Он не является гражданином РФ", – говорит адвокат Волошина.
Вопреки словам адвоката, у Волошина отсутствует украинское гражданство, он только подал документы на его получение. Если он его получит, экстрадиция в Россию станет почти невозможной.
– Василий, вы подавали прошение о политическом убежище в Украине? Вы правда считаете себя политическим беженцем? – спрашивает корреспондент НВ Волошина. Но тот не дает ответа.
Генпрокуратура Украины уже постановила экстрадировать Волошина в Россию, но защита сумела это постановление обжаловать. О том, известно ли украинским чиновникам о пытках в ИК-14 в Нижегородской области, не сообщается.
"Это избиение всеми подручными средствами. Дубинки разные самые – резиновые, деревянные, черенки от лопат, киянки резиновые. Была даже эксклюзивная дубинка, вырезанная в форме меча, для одного из 'активистов'", – рассказывает сотрудник "Комитета против пыток" Сергей Шунин.
Заключенные рассказывали о применении дыбы в колонии и других изощренных пытках. За 5 лет работы Волошина в ИК-14 "Комитет против пыток" узнал о восьми случаях, когда заключенные умирали не своей смертью. А Волошин лично составлял акты, по которым минимум двое из погибших якобы умерли от сердечного приступа.
"Александр Кулемин умер в колонии, где вы были начальником. В тот же период. Он упал со второго этажа. У него были многочисленные переломы. Как это случилось? Как это объяснить?" – этот вопрос корреспондента НВ Волошин также проигнорировал.
Адвокат Волошина подал ходатайство о прекращении дела против Волошина и об отмене меры пресечения. Прокуратура хочет сохранить на Волошине личные обязательства – являться в суд, в прокуратуру и сдать заграничный паспорт, который у Волошина остается. Появится ли у него паспорт украинский – сейчас ключевой вопрос в его дальнейшей судьбе.