Ссылки

Новость часа

"Я здесь прожил 66 лет и никуда не уеду. Как можно бросить свой город?" Жители прифронтового Часова Яра год живут под обстрелами


"Света нет, газа нет": как живет прифронтовой город Часов Яр на бахмутском направлении фронта
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:05 0:00

"Света нет, газа нет": как живет прифронтовой город Часов Яр на бахмутском направлении фронта

В городе Часов Яр на бахмутском направлении фронта все еще остаются около тысячи местных жителей. Они живут под обстрелами российской армии больше года. Корреспондент Настоящего Времени Алексей Продайвода снял репортаж о защитниках города Часов Яр и о его жителях. На момент выхода этого сюжета, стало известно, что во время обстрела армией РФ погиб один из героев этого сюжета – Максим с позывным "Смайл" из 22-й бригады ВСУ.

****

В небе над Часовым Яром Максим выискивает российские беспилотники. В последнее время их полеты над территорией Украины участились, признается военный. До армии Максим работал в цеху на одном из оборонных предприятий Николаева, пока по заводу не "прилетело". После мобилизации мужчина стал зенитчиком. За не сходящую с лица улыбку сослуживцы прозвали его Смайлом.

"Все равно нужно быть с каким-то позитивом, – говорит военный. – Потому что, если горевать и постоянно ходить смурным, это тоже не дело. Дух-то тоже боевой теряется при этом".

Тем временем начальник военной администрации Часова Яра Сергей едет в свой родной город, вспоминая о былых мирных заботах. В прифронтовом Часовом Яру без воды, газа и электричества остаются около тысячи жителей. Многие нуждаются в помощи, говорит Сергей. Он уверен, что в этом году отопительный сезон будет самым сложным в жизни города.

В местах, где можно набрать воды, как всегда людно. Почти с другого конца города сюда спешит и Анатолий. "Света нет, газа нет, окна побиты. Вода – это как хлеб. Так без хлеба можно как-то день прожить, а без воды – нет. Без воды не проживешь", – говорит мужчина.

Анатолию почти 85. Он ходит набирать воду и себе, и соседке, которая помогла ему восстановиться после контузии. "Мне стукнуло в голову вот так выглянуть из коридора, – рассказывает он. – Я выглядываю, а в это время разрывается снаряд возле школы, и меня оглушило. Ну немного попустило, но не здорово. Все равно я плохо слышу".

В местную школу "прилетело" в начале года, говорит глава военной администрации Сергей, который снял кадры удара. Он и сам ходил в эту школу еще ребенком. А потом девять лет работал в ней учителем украинского языка и литературы.

"Откровенно говоря, больно на все это смотреть, – признается Чаус. – Смотреть и чувствовать. Пока она горела, я стоял рядом. И когда пожарные работали, парни пытались что-то сделать. Но когда бьет "Град", это очень сложно".

Следующая остановка – частный сектор. Здесь уже собралась вся улица. Правда, это сейчас всего душ десять. Волонтеры привезли все необходимое на первое время: батарейки, лекарства, фонарики на лоб. Люди говорят: "Больше всего нужны лекарства. И уже бы запасаться дровами".

Во время раздачи помощи местный глава Сергей настаивает, чтобы люди выезжали из Часова Яра. Спорит с ними, доказывая, что там им будет лучше, а, главное, безопаснее. Но те не хотят.

"Вы меня простите, я отсюда никуда не уеду. У меня тут родители и все", – говорит местный житель. "Как можно бросить свой город? – пожимает плечами другой мужчина. – Я здесь прожил 66 лет".

Но долго толпиться на открытой местности нельзя. "Быстренько раздавайте и уезжайте, потому что начнутся прилеты", – говорит одна из местных жительниц. В это время военные замечают в небе над городом активность противника.

Голос из рации передает, что в районе Часова Яра обнаружен "Ланцет". Их работу обычно корректирует беспилотник-разведчик, говорят зенитчики. Именно его им и удается сбить. На месте, куда на парашюте приземлился сбитый объект, военные узнают "Залу". Теперь информацию с этого российского БПЛА будут изучать украинские специалисты.

Здесь все понимают, что от удачной работы защитников Часова Яра в небе и на земле зависит жизнь и в самом городе. "Это отдаление линии фронта, линии соприкосновения, – говорит Чаус. – Соответственно, меньше прилетов. Меньше прилетов – больше вариантов для восстановления и жизни".

Военнослужащий ВСУ Максим отмечает, что на зенитчиках лежит большая ответственность, так как нужно "не только прикрывать арту, но и мирных жителей от тех же прилетов, тех же дронов. "Чем чаще, чем больше мы будем выявлять и уничтожать эти все цели, тем спокойнее будет, конечно", – отмечает он.

Уже во время подготовки этого материала стало известно, что 36-летний зенитчик Максим с позывным "Смайл" погиб в результате российского обстрела 13 октября на бахмутском направлении. У него остались жена и 11-летний сын.

XS
SM
MD
LG