Украинский Генштаб сообщает о продвижении ВСУ на бахмутском направлении – украинские военные якобы вытесняют противника из Клещеевки. Это село находится в нескольких километрах к югу от Бахмута. Попытки российских войск прорвать оборону Украины под Орехово-Васильевкой, Курдюмовкой и Клещеевкой были безуспешными. Как ВСУ держат позиции в пригороде Бахмута и как местные жители выживают практически на линии фронта – репортаж Настоящего Времени.
Это село находится совсем недалеко от линии фронта. Рядом Бахмут, Клещеевка, Курдюмовка. В какой-то момент бои проходили в считаных километрах отсюда. Сейчас с продвижением украинских солдат вперед фронт отдаляется. Здесь, наверное, не осталось ни одного двора, куда бы не упал российский снаряд или осколок.
Несмотря на все происходящее неподалеку, здесь по-прежнему живут люди. Бабушке Жене и дедушке Виктору сосед как раз привез гуманитарку.
"Сегодня был в городе, а машина сломалась, возить некому, так приехали, загрузился и теперь развожу по селу, – рассказывает он. – Я развез на 15 семей – это то, что осталось, а было сто с лишним дворов".
Евгения и Виктор приехали на Донбасс двадцать лет назад из Житомирской области. Их дочь в соседней Константиновке вышла замуж, а они купили дом в этом селе.
"Да ничего, крепимся, – рассказывает Евгения и показывает повреждения от прилетов снарядов. – Каждый день ремонт: там раскрыло – накрыли".
Пожилые люди рассказывают, что снаряды в их двор прилетали уже раза четыре.
"Там был туалет, сарай – видите, нет ничего. Вот прилетело, вот тут, где клубника, туда прилетело и все снесло".
Но Евгения радуется, что украинские военные рядом с Бахмутом пошли вперед. Чем дальше фронт, тем прилетов меньше.
"Отгоняют, отгоняют ребята – все равно лезут. А их там столько – сила сильная, – сокрушается Евгения. – Наши молодцы, ребята. Смотрю, машина стоит. Это уже, думаю, ребята на выезд. Подойду, говорю: "Ребята, чтобы все вернулись живы!" "Бабушка, спасибо!" Вот едут, уезжают. Приезжают: "Бабушка, мы живы, мы живы!" Я им как бабушка. Жалко их. Но они и наши спасители. Меня спасают".
Вячеслав и Михаил только вышли с позиций. Их батальон стоит под Бахмутом. Задача – пока другие украинские подразделения штурмуют город с флангов и продвигаются к Клещевке и Андреевке, не пустить российские войска в сторону Константиновки.
"Продвигаются где-то по сторонам Бахмута, сверху, снизу, в районе Клещеевки идут ребята, но опять-таки не наши. Наши позиции пока держим – у нас приказ такой, – говорит Вячеслав. – Враг тоже держится, тоже воюет, ведет себя дерзко. Именно дерзко: дроны, сбросы, постоянный артобстрел, снайпер докучает, может быть, не один".
Батальон, в котором воюют Вячеслав и Михаил называется OPFOR или условный противник. Это специальное подразделение, против которого условно воевали почти все украинские кадровые бригады на учениях. Теперь батальон условного противника уже скоро год как воюет с противником реальным на Бахмутском направлении.
"До врага у нас примерно 900 метров. Враг сидит в многоэтажках и ведет по нам огонь из крупнокалиберных пулеметов. Работают снайперы, дроны FPV, сбросы. Но наблюдаем, не даем, чтобы группы ДРГ проходили к нам", – рассказывает Михаил.
Вячеслав и Михаил родом из Полтавы. Служить пошли целой компанией – пять человек. Раньше вместе занимались спортивной стрельбой, сейчас – реальной.
"Если мы с людьми общались на гражданке, то, конечно, легче и воевать. Друг друга понимаем, даже просто со взгляда. Друг другу доверяем на сто процентов", – делится Михаил.
"Почему-то решили пойти в какое-то интересное место, в какую-то бригаду или батальон, который постоянно воюет и что-то делает. Просто стоять там на военкомате на шлагбауме или на блок-постах – это тоже работа, но здесь я считаю, что больше пользы приношу", – говорит Вячеслав.
И повоевать пришлось более чем достаточно. Бойцы рассказывают, что только за один бой могли выстрелять полторы тысячи патронов.
"Бои стрелковые доходили на расстояние до 30-40 метров. Даже на бросок гранаты подползали", – рассказывает Михаил.
Неожиданно раздается стрельба. В небе появляется российский беспилотник. Все прячутся. Съемочная группа Настоящего Времени вынуждена зайти в заброшенное здание: если беспилотник собрался корректировать огонь, скоро начнется артиллерийский обстрел.
Когда Бахмут будет освобожден, здесь будет спокойнее – считают военные.
"Там в Бахмуте была хорошая аллея роз, – вспоминает Михаил, – осталось ли от нее что-то, хотелось бы посмотреть".