На фоне войны в России власти усилили агитацию против абортов. В мае 2023 года российский Минздрав разработал единые методички для доабортного консультирования: женщинам предлагают говорить, что "быть молодой мамой – это здорово", а "наличие ребенка не станет помехой встретить своего спутника жизни".
На сайтах региональных поликлиник журналисты издания "Важные истории" нашли разные аргументы, как в регионах России уговаривают женщин не делать аборт: им рассказывают, что аборт "противоречит их назначению" и искалечит их здоровье, что они обрекают себя на одинокую старость. А также убеждают женщин в том, что они не имеют права распоряжаться собственным телом. Согласно официальным данным Минздрава, за последние три года после таких консультаций делать аборт в итоге отказались 140 тысяч женщин. Но журналисты приходят к выводу, что, скорее всего, эти данные завышены, чтобы создать видимость эффективности этих консультаций.
О том, как власти отговаривают россиянок от абортов – рассказала журналистка "Важных историй" Катя Бонч-Осмоловская.
– Из вашего текста выходит, что в 2022 году российских врачей деньгами мотивировали уговаривать женщин отказаться от аборта?
– Насколько я понимаю, не только в 2022 году, и раньше была такая практика. Действительно в разных регионах существуют разные практики поощрения врачей за то, чтобы больше женщин отказалось делать аборт. Где-то это премии, где-то это различные региональные конкурсы, есть и всероссийский конкурс – там призовой фонд около миллиона рублей. И эти деньги вручают врачам, которые успешнее всего отговаривали женщин делать аборт.
Кроме того, этот показатель – число женщин, которые отказались делать аборт после консультации, – входит в различные программы, по которым нужно отчитываться поликлиникам. Кроме того, он учитывается при распределении финансирования. То есть его учитывают при расчете того, сколько денег получит поликлиника или больница из бюджета.
– Какая аргументация у этих врачей? Всегда они разговаривают с женщинами этими фразами про "это касается не только вашей личности", "это не является вашим личным делом"?
– Сложно сказать про все регионы и все консультации, потому что их очень много. В одном регионе могут быть десятки этих консультативных пунктов, куда женщину направляют, когда она пришла за направлением на аборт. Но поскольку Минздрав в мае разработал единые методички, то можно говорить о том, что это такая некоторая системная штука, что на женщин все-таки давят, то есть это не добровольное консультирование. Вообще-то, оно должно быть обязательным в России. И, судя по данным Минздрава, порядка 90% женщин направляют на такие консультации, хотя это противоречит рекомендациям ВОЗ. Нормальная практика – проконсультироваться с психологом перед тем, как вы такое решение принимаете, но это должно быть добровольное решение и ни в коем случае на женщину не должны давить. А в России, к сожалению, это происходит по-другому.
– При этом вы пишете, что эта цифра – 140 тысяч отказавшихся от абортов женщин, – которая фигурирует в отчете Минздрава, вероятно, завышена. Я даже видел у вас карту: какой процент женщин отказывается делать аборт после консультации в каждом регионе. Я обратил внимание, что, например, в Чечне указана цифра в 98% – практически как на выборах президента. Какие еще регионы в лидерах? Почему вы думаете, что эти цифры выше, чем в реальности?
– Если мы говорим про республики Северного Кавказа, то там такие показатели, как аборты и разводы, традиционно завышены, потому что в культуре там не принято так делать, поэтому исследователи обычно их не учитывают, когда делают подобный анализ данных.
Если мы говорим о других регионах, какие находятся в лидерах, кроме республик, то это Краснодарский край, Омская, Воронежская и Московская области. Там больше 50% женщин, которые прошли консультацию, согласно данным Минздрава, аборт делать отказываются.
Почему мы предполагаем, что эти данные могут быть завышены? После того, как женщина обратилась за направлением на аборт, у нее есть два варианта: либо сделать аборт, либо отказаться от него. Соответственно, сумма тех, кто сделал аборт, и тех, кто от него отказался, должна быть равна числу женщин, обратившихся за направлением на аборт. Но в данных Минздрава эти цифры не сходятся. И если сложить отказавшихся и сделавших аборт, то их больше, чем женщин, пришедших за направлением. Соответственно, мы можем предположить, что какие-то женщины на этой консультации говорят: "Хорошо, вы меня уговорили, я аборт не делаю". Потом они идут в другую клинику и там все-таки его делают. Таким образом они попадают сразу и туда, и туда.
Либо это может быть результат приписок. Как мы с вами уже обсудили, врачей поощряют за то, что они отговаривают женщин от абортов. Соответственно, выгодно указать большее число отказавшихся, чем есть на самом деле. И нам даже один из консультантов из региона подтверждал, что эти данные действительно подрисовывают.
– А насколько завышают – понятен ли какой-то процент, или это индивидуальная история?
– Сложно оценить по имеющимся данным, сколько подрисовывают. На самом деле фальсификации могут быть самого разного масштаба. Например, мы видим, что в Калмыкии, где самый низкий процент отказавшихся, в федеральном отчете Минздрава фигурирует цифра 2,5% отказавшихся за 2021 год. При этом в их региональном отчете, который мы нашли, указано, что там одна из 65 женщин в итоге отказалась делать аборт – это 1,5%. В Мордовии, например, эти цифры расходятся в два раза.