Ссылки

Новость часа

Вправе ли ФСБ закрывать дело в отношении Пригожина и какие статьи УК РФ он нарушил – рассказывает юристка проекта "Первый отдел"


В ФСБ России подтвердили, что уголовное дело о вооруженном мятеже Евгения Пригожина закрыто. По делу по статье 279 Уголовного кодекса России – за организацию вооруженного мятежа – Пригожину должно было грозить от 12 до 20 лет тюрьмы. Сейчас же дело закрыто, потому что участники мятежа "прекратили действия, непосредственно направленные на совершение преступления".

О том, по каким еще статьям можно было бы осудить Пригожина – рассказала адвокат правозащитного проекта "Первый отдел" Валерия Ветошкина.

Юристка рассказала, под какие статьи Уголовного кодекса РФ подпадают действия Пригожина
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:12 0:00

Как вам эта трактовка ФСБ: "Дело закрыто, потому что участники мятежа прекратили действия, непосредственно направленные на совершение преступления"?

Пригожин сделал все то, что является уголовно наказуемым, и должен понести за это ответственность

– Там, конечно, прекрасно все. В законе просто нет оснований для того, чтобы прекратить дело в отношении самого Пригожина, потому что он совершил организацию вооруженного мятежа. Если мы посмотрим на формулировку статьи 279, то она не требует наступления каких-либо общественно опасных последствий вроде смерти людей, хотя смерти были, уничтожение техники, перекрытия дорог – все это было. Уголовно наказуемыми являются просто какие-либо действия, связанные с организацией вооруженного мятежа. От этих действий невозможно отказаться и не понести ответственность.

Пригожин сделал все то, что является уголовно наказуемым, и должен понести за это ответственность. Его нельзя освободить, у этой статьи нет каких-либо примечаний вроде: "Если лицо добровольно в какой-то момент отказалось от совершения преступления или добровольно сдалось и способствовало раскрытию преступления, то оно не несет ответственности". Там ничего такого нет. Он должен нести ответственность.

Вы, наверное, помните дела, которые заводили на соратников Навального за протесты в Москве. Там тогда их судили за перекрытие дорог, за создание помех транспорту. Как минимум такие же обвинения можно было бы предъявить и Пригожину, и в принципе наемникам ЧВК "Вагнер", которых, как говорил Пригожин, было 25 тысяч человек?

Было ли когда-то прекращено [дело] в отношении сторонника Алексея Навального?

– Да, разумеется. Помимо вооруженного мятежа, там полный набор: перекрытие дорог, уничтожение транспорта, убийство людей и так далее. Но почему-то все об этом молчат. Если вы у меня спросите, было ли когда-то прекращено в отношении какого-то оппозиционера, например сторонника Алексея Навального, дело в связи с тем, что он прекратил свою деятельность, по этой же статье 31 Уголовного кодекса, то я вам скажу: нет. Потому что он же не Евгений Пригожин, он не может уйти в Беларусь. Это все несправедливо. Это разное отношение к людям.

Какие статьи по факту наступления сейчас можно предъявлять Пригожину, согласно российскому Уголовному кодексу?

– Это перекрытие дорог, уничтожение военной техники, убийство двух и более человек, при этом, возможно, это убийство общеопасным способом. Возможно, они украли оружие – я не настолько погружена в то, что они делали в перерыве. И организация мятежа сама по себе. Как минимум это.

Получается, как минимум четыре статьи.

– Конечно.

А блокировка зданий? Сообщалось о том, что они захватывают администрации. Об этом были споры, но так или иначе наемники Пригожина были в здании штаба Южного военного округа. За это тоже есть отдельная статья?

– Если я не ошибаюсь, да.

Если говорить о том, как это все прекратили, это делает Следственный комитет? Почему именно ФСБ давала пояснения на эту тему?

– Вообще, ФСБ может расследовать те уголовные дела, которые выявили оперативники. Это написано в Уголовно-процессуальном кодексе. Но что интересно лично мне: вчера ФСБ избрала такие формулировки, что она "прекратила уголовное дело в отношении Пригожина". Если говорить юридическим языком, то уголовное дело может быть возбуждено в отношении человека и по факту. ФСБ может прекратить дело в отношении Пригожина, но оставить возбужденное дело по факту мятежа, чтобы потом проводить обыски, задерживать рандомных людей и так далее. Мне очень интересно, оставила ли ФСБ себе эту возможность.

В этой связи есть новость: в выходные задержали в Волгограде политолога Михаила Серенко как раз по делу организации этого вооруженного мятежа, потом его отпустили. Вы допускаете, что дело может быть не закрыто. И если Пригожина по нему не преследуют, то по нему могут преследовать кого-то, кто, например, высказывался в России об этом?

– Да, вполне. Я это и имею в виду.

Какие сроки возможны по этой статье? Какие у Кремля, если он решит бороться с несогласными в рамках этого дела, есть варианты?

– По самой тяжкой статье там от 12 до 20 лет. За самое тяжкое – это 20 лет.

Допускаете ли вы какие-то еще расследования в рамках сбитого самолета или в отношении действий российских солдат в рамках всего произошедшего? Это возможно в рамках действующего закона?

– Разумеется, власти должны расследовать смерть каждого убитого солдата. Это их обязанность. То, что люди были убиты по вине российской власти, – это их ответственность. Кто-то должен понести за это ответственность. Но мы прекрасно понимаем, что этого не будет. И власти, скорее всего, всеми путями будут стараться этого избежать. Это нужно понимать. И если родственники будут стараться что-то инициировать, скорее всего, от них будут пытаться откупиться деньгами либо просто не будут отвечать им на запросы. Я думаю, что будет что-то такое.

XS
SM
MD
LG