С начала полномасштабного российского вторжения в Украину в стране погибли почти девять тысяч мирных жителей. Такова официальная информация офиса генерального прокурора Украины. Но данные о количестве жертв – неполные, ведь часть территории Украины по-прежнему остается оккупированной. Как в Украине расследуют дела о военных преступлениях российских военных и что на многочисленные обвинения отвечает Россия – в сюжете Григория Пырлика.
Кадры из Бучи Киевской области в начале апреля показывали все мировые СМИ. После того как российская армия отступила из города, украинские военные увидели прямо на улицах тела расстрелянных мирных жителей. Украинские власти сообщали: в Буче за время российского контроля над городом погиб 461 человек. ООН пока подтвердила убийство 73 мирных жителей, изучаются обстоятельства гибели еще 105 человек.
Иван Скиба – один из тех, кому удалось выжить. Он состоял в теробороне Бучи. Мужчина рассказывает: российские военные схватили его утром четвертого марта и вечером того же дня вместе с пятью другими мужчинами повели на расстрел. По словам Ивана, он выжил только потому, что смог обмануть россиян: "Меня поставили к стенке и начали стрелять. Когда почувствовал, что пуля попала мне в бок, я просто упал и притворился мертвым. Тогда было холодно, я даже не дышал, чтобы они не видели пара. Потому что они того, кто двигался, подавал признаки жизни, ходили еще достреливали".
Буча – не единственный город, после освобождения которого украинские власти заявляли о военных преступлениях российской армии. В начале сентября полиция нашла стихийные захоронения в деоккупированном Изюме Харьковской области. А с середины ноября украинские следователи обнаружили 10 российских пыточных на освобожденной части Херсонской области. Четыре из них – в самом Херсоне.
Всего же, заявляют в офисе генерального прокурора Украины, в результате военных преступлений россиян погибли почти девять тысяч украинцев, из них 450 – дети. "Военные преступления, о чем идет речь: обстрелы гражданских объектов, убийства гражданских лиц, сексуальное насилие, пытки, жестокое обращение, кража имущества гражданских лиц", – уточняет представитель офиса генпрокурора Украины Юрий Белоусов.
Кроме того, Киев говорит о депортации граждан Украины с оккупированных территорий. В середине осени оккупационные власти объявили эвакуацию жителей правого берега Херсонской области. Людей вывозили в аннексированный Крым и в разные регионы России. Хотя Женевская конвенция позволяет перемещать население только вглубь оккупированной территории. Кроме того, согласно конвенции, Россия должна официально уведомить Украину о таком перемещении. А после окончания боев вернуть людей обратно. Вместо этого российские власти вывозят детей из Украины в лагеря, в том числе и в Чечне, и устраивают усыновление в российские семьи. По оценкам детского омбудсмена Украины Дарьи Герасимчук, россияне депортировали из Украины как минимум 13 тысяч детей.
Жительница Чернобаевки Елена Ляшкевич видела такую депортацию детей собственными глазами. Два месяца она носила еду в один из детских лагерей. "В один из самых не сказать что прекрасных дней, самых тяжелых дней за время оккупации я им напекла булочки, – рассказывает она, – и прочитала сообщение от медсестры детского приюта: "Лена, не готовь ничего детям кушать, детей увезли орки".
Военные преступления против украинских граждан расследует Международный уголовный суд. Следствие также идет еще в 20 государствах. А украинские правоохранительные органы открыли более 50 тысяч дел по статье "Нарушение законов и обычаев войны". Следователи установили имена 234 подозреваемых. Осуждены пока что 16 человек, причем семь из них – заочно. В мае суд приговорил российского военного Вадима Шишимарина к пожизненному заключению за убийство мирного жителя. Позже в апелляции приговор изменили на 15 лет тюрьмы.
"Значительное количество преступлений совершается на оккупированных территориях, куда мы в принципе не имеем физического доступа, но это никоим образом не исключает процесс документирования, – рассказывает представитель офиса генпрокурора Украины Юрий Белоусов. – Значительная часть подозреваемых не находится в наших руках, но мы понимаем, что это вопрос лишь времени".
Украинская правозащитница Татьяна Печончик отмечает: в международные инстанции попадет лишь небольшая часть дел. И основную работу по установлению виновных придется провести украинским следователям. И здесь есть проблема: украинское законодательство до сих пор не соотносится с Римским статутом и нормами международного права.
"Тяжкие международные преступления – а это четыре основных типа преступления: геноцид, преступления против человечности, преступления агрессии и военные преступления – не имеют срока давности. А в национальном законодательстве они имеют срок давности, и очень важно тоже вносить изменения", – говорит она.
Российские власти все 10 месяцев отрицают причастность российской армии к военным преступлениям в Украине, в том числе и к убийствам в Буче. Например, официальный представитель МИД России Мария Захарова обвинила западные СМИ "не просто в распространении фейков и дезинформации, а в соучастии в преступлениях в городе Буча".
А пропагандисты настаивают, что Россия должна выиграть войну в Украине, чтобы никто ни к какой ответственности ее граждан не привлек.
"Если мы умудримся проиграть, Гаага условная или конкретная ждет даже дворника, который брусчатку внутри за кремлевской стеной подметает", – опасается главный редактор телеканала RТ Маргарита Симоньян.
Параллельно Следственный комитет России возбуждает дела якобы о преступлениях украинских военных. Например, подобное дело возбудили в середине ноября после публикации видео с предполагаемым расстрелом российских пленных в поселке Макеевка. Украинская сторона заявила: один из российских военных совершил провокацию – объявил, что сдается в плен, а дальше выхватил оружие и попытался стрелять.
Советник офиса президента Украины Алексей Арестович рассказал: "Один из них, выходя сдаваться и ложась, открывает по тебе огонь из автомата, на секундочку. Дальше все понятно. Если кто-то куда-то потянулся, дернулся – что ты будешь думать? Ты будешь думать, что один по тебе стреляет, другой достал гранату, нож или еще что-то. Какие варианты? И это, увы и ах, по первым симптомам выглядит полностью согласно Женевской конвенции".
На заявление о причастности украинских военных к убийству пленных отреагировал офис генпрокура Украины, открыл уголовное производство. Россия же привлекать к ответственности своих солдат, в том числе за убийства гражданских, не пытается. Это в своем отчете подтвердило и Управление верховного комиссара ООН по правам человека. Более того, 14 декабря Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит не наказывать за преступления, совершенные на территории Украины, при условии что они совершены "ради защиты интересов России".