Ссылки

Новость часа

"Убежище должно быть так же, как пожарный выход". В Украине с учебным годом заработают школы, но только с бомбоубежищами


Несмотря на боевые действия, в Украине не собираются переносить начало учебного года. И многие школы планируют открыться в обычном режиме. Правда, для этого им всем нужно подготовить бомбоубежища.

В Украине с учебным годом заработают школы
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:11 0:00


Директор львовского лицея показывает съемочной группе Настоящего Времени убежище, где уже через несколько недель – в случае воздушной тревоги – смогут укрываться сотни учеников и педагогов. Пока же волонтеры проводят здесь занятия для ребят-переселенцев.

"Я из Северодонецка. Мы сейчас рисуем в школе. Сейчас здесь лагерь. Чтобы мы с удовольствием ходили, когда воздушная тревога", – говорит переселенка Полина Гриченко.

Основное помещение, где все будут прятаться, еще недавно было тиром. Сейчас там висит мишень с изображением президента России Владимира Путина. "Любимая мишень абсолютно всех: детей, родителей и учителей", – добавляет директор гимназии Ирина Коропецкая.

В Министерстве образования Украины рекомендовали по возможности возвращаться к очной форме обучения. Но по новым, продиктованным войной нормативам без укрытия работать нельзя.

"Все одновременно [учиться] не смогут. У нас на сентябрь планируется одновременно 1206 детей. По решению комиссии, наше укрытие может вместить 900. То есть где-то 800 детей и приблизительно 100 персонала", – рассказывает Коропецкая.

Если все одновременно не помещаются, учреждению придется организовывать две смены или смешанный формат. Это когда, например, у каждого класса или параллели будут дни с очной и дистанционной учебой.

Под школьной мастерской в городке подо Львовом мужчины разгребают подвал. Нормального укрытия здесь не было. Помещение, где десятилетиями накапливался строительный мусор, привести в порядок взялись родители и учителя.

"Я заходил только на первые три ступеньки. Дальше все было засыпано грунтом. То есть попасть туда можно было, только приседая и пролезая", – вспоминает преподаватель информатики Михаил Мацько.

За месяц интенсивной работы отсюда вытащили тонны кирпичей и земли, прорубили с помощью экскаватора еще один запасной выход, протянули электричество, сделали туалет и вентиляцию.

"Все начиналось с того, что мы начали понимать необходимость в укрытии, – говорит Мацько. – В любом случае укрытие – требование современности. Закончится война, оно должно быть в школе так же, как пожарный выход или другие средства безопасности".


В приоритете на офлайн-учебу – ученики младших классов.

"Тут у нас будет укрытие для начальной школы, где мы будем использовать эффект двух стен", – говорит Наталья Калинец, руководитель отдела образования городского совета.

Каждое такое решение должна утвердить специальная комиссия, в состав которой входят спасатели. Здесь они настояли, чтобы окна заложили мешками с песком.

"Это песок. Наполнили песком, вдруг что, это будет защитой. Они будут сидеть на лавочках. Те лавочки тоже разложат. Здесь есть все необходимое: аптечки, вода, маски", – говорит Калинец.

Но не все родители согласны с тем, что какая-либо защита от ракетных ударов российской армии достаточно надежна.

"Мы планировали идти в школу во Львове. Здесь много классных школ. Но когда я узнала, что учеба будет офлайн, то есть дети выйдут в школу, я для себя эту идею отбросила. У нас нет ни одного бомбоубежища, которое бы выдержало удар ракеты весом в тонну или полтонны. Можно чем угодно оборудовать это бомбоубежище, этот подвал. Но все это будет большая братская могила", – считает переселенка из Харькова Оксана Якушко.

Оксана Якушко приехала во Львов из Харькова. Родная школа ее сына на Северной Салтовке серьезно пострадала от обстрелов. Пока продолжается война Оксана категорически против традиционных занятий в классах.

"Конечно, ему не хватает общения со сверстниками. Было бы очень классно, если бы он общался. Но мертвым детям общение уже не нужно. Я считаю, что все это – до первого попадания ракеты. Как по мне, это преступная халатность", – говорит Оксана.

В киевском горсовете утверждают, что офлайн-уроки для своих детей предпочтительными назвали 70% родителей. В социальных сетях громче слышно тех, кто против.

Директор департамента образования львовской администрации Олег Паска говорит, что учителя не смогут вести урок одновременно и в классе, и перед ноутбуком. Поэтому онлайн рекомендуют работать тем школам, в которых нет укрытия.

"Предположим, из 500 родителей 10 решили, что их дети будут учиться дистанционно. Это проблема. Мы рекомендовали громадам, если есть такая ситуация, выбрать одну из школ, где невозможно очное образование, чтобы к этой школе (на онлайн) подключить всех детей громады", – говорит он.

Паска добавляет: в условиях продолжающейся войны все учреждения образования должны сохранять гибкость: "Школы должны быть готовы к быстрому переходу с очного на дистанционное. Форматы в течение года могут меняться в зависимости от ситуации. Но дети должны учиться".

Во Львовской области две трети школ к сентябрю будут готовы встречать детей в классах. При этом в начале августа министр образования Сергей Шкарлет заявил, что в целом по Украине цифра меньше – 30%. Школы Харькова, как и большинства прифронтовых городов, смогут работать исключительно онлайн.

Решение, как учиться их детям, родители вправе принимать сами, объясняют чиновники. Их же задача – чтобы было из чего выбирать. Экстернат, домашнее, дистанционное обучение или обычное в стенах школы.

XS
SM
MD
LG