Ссылки

Новость часа

"Выжить можно – жить нельзя". Что происходит в оккупированном Херсоне и что известно о возможном "референдуме"


Херсон, Украина, апрель 2022 года
Херсон, Украина, апрель 2022 года

Россия планирует провести в Херсоне незаконный референдум о создании так называемой "Херсонской народной республики" для того, чтобы оправдать свою оккупацию, сообщает британская разведка. Советник офиса президента Украины Алексей Арестович назвал даже даты: он считает, что так называемый референдум в Херсоне может пройти между 1 и 10 мая, а далее, сообщил Генштаб ВСУ, в период 2-10 мая пройдет так называемая перепись населения. Однако 25 апреля в МИД РФ сообщили, что "не слышали о подготовке референдума в Херсоне". Ранее Владимир Зеленский заявил, что Украина выйдет из переговоров, если в Херсоне будет проведен псевдореферендум.

Житель Херсона Константин [фамилия известна редакции, но не названа по соображениям безопасности] в эфире Настоящего Времени рассказал, что сейчас происходит в городе и что известно о подготовке так называемого референдума.

Житель оккупированного Херсона – о том, что происходит в городе, и о возможном референдуме
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:08 0:00

— В городе каждую ночь слышны взрывы. Иногда они происходят вплотную к городу. Это связано с тем, что русская военная техника размещается буквально в радиусе километра от города, часто – в пригороде. У нас город маленький, очень хорошо видно, когда по ним [технике РФ] попадают снаряды наших ВСУ. Поэтому каждую ночь с 11 до 3 часов мы слышим канонаду взрывов.

— То есть никаких разрушений в Херсоне российская армия сейчас не наносит? Это ответный огонь по технике российских военных со стороны украинских войск?

— Со стороны российских военных разрушений в городе нет, чего нельзя сказать об области и пригороде. Есть информация, например, что буквально неделю назад в селе Рыбальче, которое находится на той стороне Днепра, в школе размещались российские военные. Местные жители рассказывали, что в воскресенье они [военные] буквально за полчаса выехали из школы, а со стороны другого села, где тоже базируются русские, был произведен ряд запусков систем РСЗО, которые попали в эту школу. При этом задели несколько домов, в которых жили мирные жители Херсонской области. Был сделан сюжет по русским пропагандистским каналам о том, что якобы украинская армия обстреляла село. И после того, как был снят этот сюжет, российские военные вернулись обратно в то место, где они находились. Такие случаи чаще всего бывают, когда говорят, что происходят какие-то обстрелы мирных жителей Херсонщины.

— Правда ли, что люди в Херсоне сейчас продолжают выходить на митинги против оккупации?

— В последнее время люди не выходят на митинги в Херсоне, поскольку во время последних митингов были очень жесткие действия со стороны военных: стреляли по ногам людей, разгоняли слезоточивым газом, дубинками, многих людей позабирали, и их судьба до сих пор неизвестна.

Также известно, что после митингов, когда люди шли домой, возле дома их поджидали так называемые зетки – это микроавтобусы, на которых передвигаются ФСБ по городу, и их тоже забрали от подъездов и увезли в неизвестном направлении. Исходя из этого, люди просто боятся выходить на митинги, и в последнее время их нет – наверное, недели полторы или две.

— Те сообщения о мобилизации жителей Херсонской области, которые приходят, в российскую армию – что-то понятно об этом на улицах города? Можно ли заметить какие-то такие сигналы?

— На улицах города, к счастью, пока таких вещей не происходит, но много приходит таких сообщений из области. Насколько становится понятно, российские военные боятся публично это делать, боятся огласки. Такие сообщения в основном приходят из сел, где есть возможность контролировать население. Целый месяц приходят сообщения, что они забирают у местных жителей телефоны, проверяют их содержимое, переписки. Эти сообщения обрывочны, но есть информация о том, что мобилизуют местных жителей, заставляют рыть окопы – то есть делать подсобную работу для российской армии. Оружие в руки никто не дает.

— Были также сообщения, что Россия закрыла выезд из Херсона в сторону аннексированного Крыма, потому что как раз многие мужчины уезжают через Крым в Россию, а потом в Европу. Въезд открыт или нет?

— По поводу въезда в Крым я не знаю. Есть информация о том, что закрыт выезд в сторону Николаева. У нас многие люди старались выехать в сторону неоккупированной Украины, и с пятницы прошлой недели закрыли выезд в сторону [Западной] Украины – есть возможность выехать только в сторону Крыма. Но как сейчас там обстоят дела, пока нет возможности узнать. На той стороне реки также очень плохая связь, и часто нельзя доверять сообщениям, которые оттуда приходят.

— Видны ли какие-то признаки того, что в Херсоне российские оккупационные войска сейчас готовят референдум? Откуда появляются сообщения о том, что он может состояться уже в среду?

— Эти сообщения распространяют пропагандистские русские телеграм-каналы. Видна такая подготовка к референдуму. Сегодня только пришло сообщение, что в Голой Пристани за ночь исчезли все украинские флаги, а на их месте появились русские. В Херсоне это происходит подобным образом: ночью на одном здании исчезает украинский флаг – появляется русский. Снимаются сюжеты для русского телевидения о том, что якобы люди очень довольны тем, что сюда пришли солдаты, что их якобы освободили, что они берут русскую гуманитарку и счастливы, что наконец-то их накормили. Информационно подготавливается такая почва. И все это происходит на фоне смены украинских флагов на русские.

— Как вы думаете, люди пойдут на такой референдум?

— Нет, люди не пойдут на референдум. Более того, люди четко видят, что приезжает машина, которая раздает так называемую крымскую гуманитарку на очень слабозаселенный район, приходят около 500 жителей, и большинство из них неместные. То есть приехала "зетка", за ней приехали три автобуса с людьми, они постояли, сделали картинку. Мы четко понимаем, что референдум будет происходить в таком же ключе: приедут какие-то люди, которые будут называться херсонцами, сами проведут референдум, а мы про это даже не будем ничего знать. Поэтому настроение к этому, конечно, негативное. Но мы понимаем, что мы с этим ничего сделать не можем, потому что если мы будем пытаться выходить на какие-то митинги, нас просто изобьют, расстреляют или посадят.

— Можете ли вы обобщить, как сейчас выглядит жизнь в Херсоне? Работает ли мобильная связь, работают ли продуктовые магазины, рынки, транспорт и так далее?

— Мобильная связь работает. Отчасти работают магазины, есть товары первой необходимости: овощи и крупы. Большая проблема с медикаментами: их фактически нет. Люди с хроническими заболеваниями просто в панике – весь день пытаются по городу найти хотя бы какие-то лекарства, уже покупают с рук. Если коротко: выжить можно – жить нельзя.

XS
SM
MD
LG