Ссылки

Новость часа

В России начали широко рекламировать мессенджер Max. В чем его опасность и способен ли он стать аналогом китайского WeChat?


В России на фоне рекордных блокировок как мобильного, так и проводного интернета блогеров начали привлекать к рекламе нового мессенджера от VK. Хвалебные отзывы опубликовали, в частности, Инстасамка, Валя Карнавал и Денис Дорохов.

Бета-версию "национального мессенджера" Max — будущего аналога китайского WeChat — представили три месяца назад, в марте 2025 года. В нем уже доступны мессенджер, конструктор чат-ботов, платежная система и мини-приложения, запущен цифровой банк ВТБ. Разработчики приложения обещали, что Max заменит Telegram для российских пользователей. В провластных медиа мессенджер называют "убийцей" Telegram.

"Ведомости" опубликовали релиз, в котором сказано, что MAX будет отличаться повышенными требованиями к безопасности. Однако в реальности защиты пользователей нет: в бета-версии нет сквозного шифрования чатов, секретных чатов, самоуничтожающихся сообщений, двухфакторной аутентификации. Для регистрации нужна либо белорусская, либо российская sim-карта (которую мигрантам уже нельзя получить без сдачи биометрических данных).

Как пояснил провластной газете "АиФ" технический директор российской IT-компании HFLabs Никита Назаров, "Telegram, WhatsApp хранят данные за пределами страны, на иностранных серверах, а тут всё будет в России. <...> Если какой-то анонимный канал публикует слитые персональные данные, то добраться до его владельцев очень сложно, а тут все пользователи будут идентифицированы, как на портале Госуслуг".

Согласно политике конфиденциальности на сайте Max, "компания может передавать учетные и/или иные данные пользователей третьим лицам в рамках установленной цели и при наличии правовых оснований", а по запросу госорганов сервис может передавать такие данные о пользователях, как: IP-адрес, операционную систему, тип браузера, местоположение, провайдера, контакты из адресной книги, доступ к камере и микрофону, а также информацию о действиях в приложении.

При этом Max собирает куда больше информации о пользователях, чем указано в политике конфиденциальности. Авторы телеграм-канала Scamshot , что мессенджер отслеживает уведомления и проверяет, какие приложения установлены на смартфоне, а также фиксирует точное местоположение гаджета. Max постоянно активен, блокирует переход телефона в спящий режим и отправляет все данные на серверы VK.

Могут ли мессенджер Max сделать в России безальтернативной заменой WhatsApp и Telegram, Настоящее Время узнало у российского адвоката в области киберправа, аналитика RKS Global Саркиса Дарбиняна.

"Нет сквозного шифрования, как в WhatsApp, Signal, Viber". Саркис Дарбинян о рисках использования нового "национального мессенжера" Max
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:25 0:00

"Других вариантов, [кроме блокировки] у них нет, потому что мессенджер изначально не конкурентоспособный. Заставить пользователей эмигрировать с удобных и привычных для них платформ, которые они использовали десятилетиями и которым доверяют, на абсолютно небезопасный Max – сложная задача. Поэтому, мне кажется, здесь нас ждет тот же сценарий, что и с YouTube. Бешеный скачок популярности VK Видео начался примерно в то же время, как начали блокировать YouTube, в чем российские власти до сих пор не признаются", – заметил Дарбинян.

Юрист в области киберправа напомнил, что мессенджер Max и компания VK исполняют все требования российского законодательства, в том числе так называемый закон Яровой. Согласно нему, владельцы серверов и платформы обязаны хранить "не то что метаданные, а все сообщения пользователей – и предоставлять их по требованию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность".

"Перехват трафика и перехват сообщений – это просто. В Max нет сквозного шифрования, как в WhatsApp, в Signal, в Viber, частично в secret chat в Telegram. Есть только сертифицированное ФСБ-шифрование, которому, конечно же, никакого доверия нет – что эта информация не будет декодирована. И, кроме того, абсолютно нет никакой уверенности, что завтра эти данные также не утекут, как и база данных огромного количества российских сервисов", – указал юрист.

При этом Дарбинян выразил сомнение, что амбиции российских властей сделать Max аналогом китайского WeChat увенчаются успехом. Ежемесячную аудиторию WeChat оценивают в 1,3 млрд активных пользователей. Большая их часть – жители Китая. Функции реализованы через мини-программы — их больше миллиона. При этом WeChat обвиняют в цензуре и слежке, в том числе за диаспорой за границей.

"Во-первых, WeChat – это мессенджер с самой огромной аудиторией, которая в десять раз больше населения Российской Федерации. Пределы использования мессенджера Max ограничены границами самой Российской Федерации, вряд ли он будет популярен в Казахстане, Армении или в странах дальнего зарубежья. WeChat создавался, когда только интернет пришел в Китай, когда еще только началось проникновение интернета. То есть это уже пятнадцатилетние традиции – китайцы изначально никогда не пользовались ни WhatsApp, ни Facebook. Российские пользователи другие: десятилетиями они были избалованы быстрым, скоростным и дешевым интернетом и доступом к крупнейшим американским сервисам, которые они, конечно же, любят и просто так с ними расставаться вряд ли пожелают", – предположил юрист.

Он отметил, что сейчас российским пользователям актуальны сервисы VPN – это "миллионы запросов ежедневно": "Мы видим, что люди пока ищут лазейки – как им смотреть YouTube, как листать ленту в Instagram, как продолжать пользоваться заблокированным Viber. И, скорее всего, эта тенденция еще какое-то время продолжится. Я думаю, что мессенджер Max будут скачивать как дополнительную опцию – потому что там обещают уникальные возможности подписания договоров и получения Госуслуг. Это в целом удобно, и люди могут скачивать дополнительно, но не для приватного общения, а для получения какого-то конкретного функционала".

Дарбинян добавил, что, хотя пользовательские привычки не меняются быстро, если "режим и цензура останутся там еще пять-десять лет", то, возможно, через десять лет новое поколение вполне действительно перейдет на Max.

Max — не первая попытка создать национальный мессенджер, способный заменить российским пользователям Telegram. Ранее VK сообщал о релизе платформ "ТамТам" (в коде Max обнаружили разработки оттуда), "VK Мессенджер" и обновленную версию ICQ. Свои мессенджеры разрабатывали и "Яндекс" (Я.Мессенджер), и "Ростелеком"(мессенджер "Алле", который проработал лишь две недели в 2018 году).

4 июня на совещании с членами правительства Владимир Путин заявил, что все государственные услуги должны быть переведены на Max. Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максут Шадаев также уже рекомендовал чиновникам перейти на Max.

Законодательную базу под мультиплатформу подготовили еще в июле 2024 года — тогда в Госдуму внесли законопроект "О создании многофункционального сервиса обмена информацией". В октябре того же года он прошел первое чтение и был отправлен на доработку. В конце мая 2025 года работа над поправками была окончена. Второе чтение назначили на 10 июня.

Ранее VK уже получала похожим образом аудиторию: спустя два месяца после того, как друг Путина Юрий Ковальчук купил холдинг в конце 2021 года, появился закон, который обязал все органы власти иметь страницы в соцсетях ("госпаблики"), — для этого были выбраны VK и "Одноклассники" (входят в VK Group).

Стоимость разработки сервиса оценивается в районе 1−2 млрд рублей. При этом никакого тендера на создание "национального мессенджера" не было.

XS
SM
MD
LG