В России с начала войны против Украины ФСБ активно ищет "изменников" и "диверсантов". В июле 2022 года в российском Уголовном кодексе появилась статья о конфиденциальном сотрудничестве с иностранцами, по которой теперь в тюрьму попадают десятки россиян. О том, как люди попадают за решетку за переписку в мессенджере или общение с зарубежными коллегами, – пишут Север.Реалии.
"Хотел помочь человеку, а оказалось, что вышел закон и так делать нельзя"
Петр Опальник полтора года сидит в СИЗО в Новгородской области. Его обвиняют в сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством – Украиной.
Петру 46 лет, он строитель. Родился и вырос в Винницкой области, там же женился, родился ребенок. А в 2011 году переехал в город Пестово Новгородской области. Пока ждал получения российского ВНЖ, а затем и гражданства, строил деревянные дома. В России женился, родилась дочь Владислава. Но семейная жизнь не сложилась, с женой он расстался. В 2019-м он встретил Ирину и стал жить вместе с ней, устроился менеджером по продаже домов в местную фирму, занимался страхованием.
Восемнадцатого января 2023 года Петра Опальника задержали прямо у дома. Только вечером Ирина узнала, что гражданского мужа обвиняют в "конфиденциальном сотрудничестве с иностранным государством". По версии следствия, он склонял мобилизованных "к государственной измене путем предоставления противнику информации о местах дислокации российских войсковых частей и соединений, похищения и передачи боевой техники, добровольной сдачи в плен". По этой статье ему грозит до восьми лет колонии. Больше о деле ничего неизвестно.
"Верю в гуманность, правосудие, верю, что скоро буду на свободе, ведь я ничего не украл, никого не убил, никто не пострадал, ничего плохого я не хотел, хотел просто помочь человеку, а оказалось, что летом прошлого года вышел закон – и так делать нельзя. При принятии важных решений полагаюсь на разум, внутреннее чувство и поддержку своих близких и друзей. Самое главное в жизни – чтобы закончилась вражда двух братских народов, скорее наступил Мир на всей Земле и все были живы и здоровы", – пишет Петр родным.
В марте 2024 года ему предъявили обвинение по новому уголовному делу – покушение на организацию добровольной сдачи в плен. По версии следствия, Опальник собирался убедить российских солдат сдаваться. За это ему грозит до 12 лет лишения свободы.
"Подвести сюда можно все"
В июле 2022 года президент Владимир Путин подписал закон о поправках, которые ужесточили несколько статей Уголовного кодекса и ввели большие сроки за преступления "в условиях военных действий".
Одним из нововведений стала статья 275.1 Уголовного кодекса – конфиденциальное сотрудничество с иностранным государством, международной или иностранной организацией. Она предусматривает от трех до восьми лет лишения свободы за установление контакта с иностранцами. Также предусмотрены штрафы и ограничение свободы на срок до двух лет.
В чем именно должно заключаться сотрудничество, депутаты описали кратко – это общение с иностранцами, которое помогает "в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации".
Избежать наказания можно в случае добровольного и своевременного признания в установлении контакта с иностранцем или зарубежной организацией, и если "полученное задание" не было исполнено.
Адвокат Евгений Смирнов, сотрудничающий с правозащитным проектом "Первый отдел", объяснил: статья сформулирована так, что сотрудники ФСБ могут использовать ее по своему усмотрению.
"Это может быть любое противодействие России в войне, это могут быть "нежелательные организации". Подвести сюда можно все, это зависит сугубо от практики и мировоззрения ФСБ", – говорит он.
Пока статья применяется в ручном режиме, а возбуждение дел происходит по такой схеме: следователь на месте находит что-то, что может посчитать составом преступления, затем отправляет материалы в Москву и уже там решают, возбуждать дело или нет, объясняет Евгений Смирнов.
"Одно из самых бредовых дел: девушку обвиняют за сотрудничество с иностранным СМИ. Позднее это СМИ было признано нежелательной организацией. Формально ее уже должны привлекать по другой статье, менее тяжкой. Другие примеры – это переписка с родственниками в Украине или пересылка сообщений в телеграме. Эта же статья – за расклейку на улицах антивоенных плакатов", – приводит примеры адвокат.
ФСБ возбуждает дела о конфиденциальном сотрудничестве и за общение ученых с иностранными коллегами. В июне 2024 года томского ученого 51-летнего Антона Климкина приговорили к двум с половиной годам колонии. В чем именно была суть обвинений ФСБ, не знают даже его родственники – на деле стоит гриф "совершенно секретно". Журналисты выяснили, что в качестве основания для дела Климкина ФСБ взяла научный контракт Института оптики с одним из университетов Китая, заключенный 10 лет назад.
Возбуждение уголовного дела по статье о конфиденциальном сотрудничестве может быть и провокацией. Первый отдел знает о случаях, когда сотрудники ФСБ находят людей, подписанных на соцсети легиона "Свобода России" (войсковой батальон, состоящий из граждан России и входящий в состав Иностранного легиона Вооруженных сил Украины. В России он признан террористической организацией), и начинают общение. Оперативник представляется членом легиона или другого военизированного подразделения, воюющего на стороне Украины, или же сотрудником Службы безопасности Украины и просит выполнить несколько заданий. Например, сфотографировать военные объекты, поджечь военкомат или расклеить листовки.
Статья о конфиденциальном сотрудничестве написана так, что человеку даже не нужно выполнять никаких действий, достаточно установить контакт с представителем иностранного государства, говорит Евгений Смирнов.
"Это сугубо политическая статья. Я ее называют "недогосизмена". Под нее может попасть любой человек, который ездил за границу и попал в поле зрения в ФСБ, у которого есть контакты с иностранцами", – отмечает он.
Дела по конфиденциальному сотрудничеству чаще всего ведут адвокаты по назначению, то есть те, что предоставлены государством. Часто они предлагают своим подзащитным согласиться с обвинением. Так произошло, например, с ученым Климкиным. В его случае это даже помогло – ему дали срок ниже низшего (меньше, чем предполагается статьей).
Наиболее частое обвинение – "связь с Украиной" или с легионом "Свобода России"
В России не существует точной статистики того, сколько дел было возбуждено по статье о конфиденциальном сотрудничестве. ФСБ эту информацию не публикует.
По данным судебного департамента при Верховном суде России, в 2022 году по этой статье никого не осудили, хотя первые уголовные дела уже были возбуждены. В 2023 году за конфиденциальное сотрудничество было приговорено два человека, один из которых учащийся, а второй – студент. Одного осудили на срок от пяти до восьми лет (точная цифра не опубликована), второго отправили принудительно лечиться. Их имена неизвестны.
Журналисты Север.Реалий подсчитали, что в 2022 году было возбуждено не менее пяти дел, в 2023-м – около 20 дел, за первое полугодие 2024-го – 14 дел.
Первое известное дело о конфиденциальном сотрудничестве возбудили в октябре 2022 года в отношении жителя Пензенской области Павла Пищулина. Как рассказывала "Медиазона", на момент ареста Пищулину было 39 лет, он с 2005 года работал во ФСИН инженером узла связи. Там он прослужил до 2010 года, а затем ушел "на гражданку": работал в фирме "Спецдеталь", а после трудился водителем на автомойке в Пензе. Пищулин снимался в любительском сериале "Капо", в котором рассказывается о пытках над заключенными. Он был как минимум дважды осужден в 2020 и 2021 годах: за призывы к экстремизму в соцсетях получил условный срок, а за оскорбление чувств верующих – 180 часов обязательных работ.
Во "ВКонтакте" Пищулин администрировал страницу движения "Всероссийское социальное единство". Журналисты предполагают, что он сам создал эту организацию, а ее идеологическое наполнение походило на идеи "граждан СССР".
В чем именно обвиняют Пищулина, неизвестно, его дело засекречено. Так происходит со всеми делами о конфиденциальном сотрудничестве.
Наиболее частое обвинение – это "связь с Украиной" или с легионом "Свобода России". Также есть дела за "связь" с другими государствами: Польшей, Латвией и Великобританией.
Одно из редких дел о связях не с Украиной – в отношении жителя города Печоры в Псковской области Антона Зайцева, приговор которому вынесли 6 июня 2024 года. Он получил три с половиной года колонии. Издание "Псковская губерния" без ссылки на источник сообщило, что Зайцева обвинили в сотрудничестве с Латвией, он написал явку с повинной.
В сотрудничестве с Польшей обвинили жителя Пензы (имя не названо), он был арестован в январе 2024 года. ФСБ заявило, что он контактировал с польской разведкой в ноябре 2023 года и якобы планировал передать сведения "об объемах производства предприятия, на котором работал, в рамках гособоронзаказа". Данных о приговоре нет.
Еще один житель Пензы Максим Зотов обвинен из-за предполагаемого контакта с британской МИ-6. В январе 2023 года его арестовали, с тех пор он находится в СИЗО. Зотов утверждает, что это была провокация ФСБ: с ним связался человек, представившийся Фредом из британской разведки. По словам Зотова, ни в какую переписку со спецслужбами он не вступал.
Какие сроки грозят за переписку с иностранцами
По подсчетам Север.Реалий, за два года существования новой статьи в Уголовном кодексе было вынесено шесть приговоров. Один в 2023 году – в отношении 44-летней жительницы Барнаула Татьяны Солнцевой. Поводом стала ее переписка с человеком, который представился участником легиона "Свобода России" и с которым она якобы согласилась сотрудничать. Татьяну Солнцеву приговорили к четырем годам колонии общего режима, но в декабре 2023 года вердикт был отменен в апелляции.
Остальные пять решений судов по делам о конфиденциальности вынесены уже в 2024 году – эти дела были возбуждены в конце 2022 и в 2023 году.
34-летнего петербургского активиста Даниила Кринари задержали в конце декабря 2022 года в белорусском Гродно, доставили в Москву и арестовали. По версии обвинения, он участвовал в создании агентурной сети под руководством украинских спецслужб. Его жена предполагает, что уголовное дело могло быть связано с тем, что активист вел свой телеграм-канал с 90 подписчиками, а все посты – критика российских властей, в том числе за развязывание войны в Украине. Последняя публикация – от 20 декабря 2022 года, за день до задержания.
Белорусский государственный канал ОНТ связывал Даниила Кринари с делом россиянина Алексея Куликова и белоруса Вадима Паценко. Их задержали в апреле 2023 года по делу о подготовке терактов в Гродно и нападении на генконсульство России. ОНТ утверждает, что попасть в Гродно Куликову и Паценко помог "российский оппозиционер Даниил Кринари, он же Ковалевский".
Даниил Кринари родом из Татарстана, занимался дизайном, участвовал в уличных протестах. Кринари задерживали 24 сентября 2022 года перед акцией против мобилизации россиян на войну против Украины. Тогда в его квартире прошли обыски якобы по делу о лжеминировании. Активиста двое суток продержали в изоляторе и отпустили в статусе подозреваемого.
Сроки, к которым приговаривают обвиняемых по делам о конфиденциальном сотрудничестве, варьируются от двух с половиной до пяти лет лишения свободы. Если в деле была больше чем одна статья Уголовного кодекса (например, диверсии, шпионаж), то тогда назначаются сроки в 10–12 лет.
Сотрудники ФСБ действуют не только на официально признанной территории России, но и в оккупированных областях Украины. Так, в ноябре 2023 года в Херсонской области был задержан 15-летний подросток из села Счастливцево. По данным "Осторожно, новости" и "Регнума", школьник согласился за деньги сфотографировать российскую военную технику и отправить снимки вместе с геометкой своему знакомому, который служит в ВСУ. Официально ФСБ не сообщало об этом деле. Что сейчас с подростком, неизвестно.
Война усилила репрессии ФСБ против граждан России, считает адвокат Евгений Смирнов. По его словам, в стране каждый рабочий день возбуждается как минимум одно уголовное дело по статьям о шпионаже, госизмене и конфиденциальном сотрудничестве.
"Это около 200–250 в год. Мы знаем о почти 200 делах. Хорошо, если это три четверти", – уточняет он.
Материал полностью можно прочитать на сайте Север.Реалии.