В Пентагоне подтвердили планы предоставить Украине системы противоракетной обороны Patriot. Официально объявить об этом Белый дом может на этой неделе. The Washington Post пишет, что Джо Байден может согласиться на передачу Patriot после того, как Пентагон ответит на все вопросы о подготовке украинских военных к использованию оружия и правовом основании для передачи, а также последствиях для боеспособности самих США. Киев просил передать эти системы ПВО еще до начала полномасштабного вторжения России.
Чем ПВО Patriot лучше других систем противовоздушной обороны, как они могут изменить баланс сил в небе, сколько таких систем необходимо, чтобы закрыть небо Украины, и когда они могут появиться – рассказал Настоящему Времени аналитик портала Defence Express Иван Киричевский.
– Иван, почему столько ажиотажа вокруг этой системы Patriot? Она лучше, чем какая-то другая система ПВО?
– У нас нет систем ПВО, которые способны штатно сбивать баллистические ракеты, в отличие от комплексов Patriot. У нас, конечно, было некоторое количество комплексов модификации С-300В, которые якобы могут сбивать баллистические ракеты, но эти советские комплексы были рассчитаны на цели типа "Точка-У". А если смотреть на эту неприятную перспективу, что скоро россияне получат ракеты из Ирана, то у нас отбиваться пока еще нечем. Поэтому нам нужен Patriot, потому что на практике этот комплекс показал свою эффективность именно против баллистических ракет в разного рода конфликтах – не только во время войны Саудовской Аравии против йеменских хуситов, которая началась в 2015 году, но и в 1991 году во время операции "Буря в пустыне", которая, собственно, и прославила Patriot.
В конце концов, есть еще две рамки двух процессов. Первая: у нас воздушная оборона немного морально устарела в том плане, что это все-таки в лучшем случае комплексы 40-летней давности.
Рамка вторая: военно-политическое руководство Украины всеми способами пытается ускорить поступление вооружения в Украину. Опираясь на тот факт, что, по сути, ядро противовоздушной обороны НАТО составляют именно комплексы Patriot, было бы логично и весьма желаемо получить такие ЗРК на вооружение Воздушных сил Украины.
– Были еще немецкие системы IRIS-T, которые вроде бы тоже поставлялись в Украину, Германия обещала их поставить. Там есть принципиальная разница?
– В немецком комплексе IRIS-T все-таки применяется не слишком эффективный метод борьбы против баллистических целей: ракета должна подлететь к баллистической ракете, высыпать на нее град обломков и таким образом попытаться повредить, что не слишком эффективно. А в Patriot применяется совершенно иной принцип. Там есть ракета PAC-3 MSE, которая буквально таранит баллистическую ракету противника. Это значительно более эффективный способ уничтожить баллистическую ракету.
Что касается немецких IRIS-T, они себя очень хорошо и весьма эффективно показали против крылатых ракет противника. А по поводу баллистических ракет, скажем так, эффективность еще не доказана.
– Война идет уже почти десять месяцев, вы можете объяснить, почему так долго размышляли про систему передачи этих систем Patriot? Почему нельзя было сразу предоставить их Украине? Ведь война вообще началась с массированного ракетного удара по Украине.
– Здесь, конечно, сложно точно установить логику лиц, принимающих решения. Логика выглядела приблизительно так. С одной стороны, не всем было сразу понятно, что этот конфликт затяжной, потому что, смотря на перспективу десяти месяцев, получается, что если бы, например, решение о передаче комплексов Patriot было бы принято еще в марте этого года, то у нас была бы сейчас вся цепочка отработана.
А так получается, что приняли решение только сейчас, когда поняли, что больше доступных советских зенитно-ракетных комплексов для отправки в Украину нет. Судя по всему, ракеты к MIM-23 Hawk на хранении у США тоже заканчиваются. Здесь уже пришли к ситуации, когда для отправки практически ничего не осталось, кроме Patriot. И получается такая задержка в десять месяцев, и цикл еще дальше увеличивается, потому что только на подготовку операторов, которые должны будут нажимать кнопочки, понадобится в лучшем случае месяца три. Это с поправкой на то, что наши военные показали умение осваивать западное вооружение в более краткие сроки, чем нужно по штату. Оператора на Patriot нужно готовить шесть-девять месяцев.
Польша получила свои первые установки Patriot спустя четыре года ожидания. Но здесь нужно добавить: там еще два года понадобится на постановку на боевое дежурство. И это притом что Польша буквально землю грызет, чтобы ускорить процесс. Например, Польша даже освоила производство некоторых элементов комплекса Patriot для себя, Польша отправила в США инженеров учиться обслуживать эти комплексы еще до того, как они были физически изготовлены. Польша уже строит необходимую инфраструктуру для этих систем. И все равно раньше чем через два года не справится. Получается, что такая задержка в десять месяцев с принятием решения по Patriot оттянет ввод в строй этих комплексов как минимум еще на три-четыре месяца. Это притом что, судя по всему, первая батарея может к нам сюда приехать, а процессы обучения инженеров, постройки логистики и прочего будут еще продолжаться.
– Сценария, при котором эти системы будут обслуживать американские военные на территории Украины, не существует?
– К сожалению, нет. Почему Германия не рискнула передавать свои комплексы Patriot? Германия после прилета ракеты в Пшеводув, по сути, активировала пятую статью НАТО: одна страна – член НАТО присылает своих военнослужащих для защиты другого члена НАТО. Получается, что когда Польша поставила вопрос: "А давайте мы военнослужащих одной из стран НАТО отправим на территорию Украины", – здесь и возникли политические разногласия.
Даже если смотреть практику по ранее поставленным вооружениям, например HIMARS или гаубица M777, получается, американские специалисты даже не рискуют заезжать сюда, чтобы ремонтировать такое вооружение. И все консультации и ремонты происходят на территории Польши или других сопредельных стран – конкретное место по соображениям безопасности не раскрывается. Поэтому ждать американских операторов, которые вместо наших военных будут нажимать на кнопочки и сбивать ракеты, к сожалению, тоже не приходится.
– Давайте представим, что мы сегодня узнаем: США действительно передает Украине Patriot. Через какое время они окажутся в действии?
– В лучшем случае месяца через три, потому что это самый краткий срок, который нужен будет для подготовки операторов. Даже если предположить, что операторов уже начали готовить, все равно отработка логистики – доставка ракет, комплектующих и прочего – займет такое же время. По HIMARS именно такой тайминг и был.
– А сколько вообще нужно таких систем, чтобы защитить Украину? Поставить рядом с каждым городом?
– Даже если брать задачу просто прикрыть города-миллионники, нужно минимум 20 батарей, которые считаются fire unit. Это несметное количество ресурсов – где-то 20 млрд долларов, если брать экспортную стоимость этого контракта. Получается, нам на 25 млрд долларов США в этом году помогли. И у нас 25 млрд долларов – это собственный военный бюджет Украины. Поэтому здесь можно даже предположить так, что нам не дадут Patriot в достаточном количестве, чтобы прикрыть стратегические объекты. Возможно, Patriot нам дадут только для прикрытия аэродромов, на которых в перспективе поставят западные истребители, например F-16. Потому что, если посмотреть цепочку событий, здесь как раз и получается, что, скорее всего, Patriot – это не самоцель просто усилить наше ПВО, а Patriot – это подготовка к тому, чтобы передать нам западные истребители. Тем более что, по западной доктрине, Patriot не должны стоять везде, чтобы прикрыть все. Patriot должны прикрывать в первую очередь аэродромы тактической авиации, которая, в свою очередь, обеспечивает или ПВО, или поражение наземных войск противника.