Российские войска ведут обстрелы под Кривым Рогом из реактивных систем залпового огня "Град", сообщает глава военной администрации города Александр Вилкул. Под огонь попали село Малая Костромка и город Зеленодольск. Есть разрушения жилых домов, но пострадавших, по предварительным данным, нет.
– Что сейчас происходит вокруг Кривого Рога?
– Восьмой день мы ведем на периметре Криворожского региона бои с оккупантами, они не продвинулись за эти восемь дней практически ни на один метр начиная от границы Херсонской области в сторону Днепропетровской. Бои ведутся на периметре от семи километров, они подходили так близко, но мы их отогнали, то есть сейчас они находится от 17 до 40 километров, в зависимости от направления, до Кривого Рога.
– И это с херсонской стороны идут?
– Да-да, с херсонской стороны, со стороны Большой Александровки, с Херсона, оттуда с низа, если смотреть на карту. Несут большие потери враги в живой силе и технике, героизм проявляют наши вооруженные силы, национальная гвардия, территориальная оборона, все очень мотивированы, у нас достаточно вооружения и людей. Будем воевать, все хорошо.
– Насколько в военном плане, в стратегическом важно для российских войск захватить Кривой Рог и насколько вы оцениваете шансы на это?
– Город очень сильно подготовлен к обороне, мы же все-таки очень крупный промышленный город, поэтому работало, и сейчас еще работает, и еще, наверное, долго будет работать более 100 единиц техники, это огромные экскаваторы карьерные, это БелАЗы, это бульдозеры, мы уже построили очень много линий укрепрайонов, глубоко эшелонированная оборона, сначала, понятно, построили по периметру, потом начали разносить все дальше и дальше. То есть город укреплен очень сильно. И внешний периметр, и внутренний периметр, и внутри города. Я думаю, что шансов у них очень немного.
– На днях в сети, в фейсбуках, на кухнях, в бомбоубежищах активно обсуждали вашу перепалку с Царевым. Объясню нашим зрителям не из Украины, кто такой Царев. Это бывший депутат Верховной Рады, бежал в Россию, называл себя каким-то руководителем выдуманной в России "Новороссии". Ваш бывший однопартиец, ваш бывший соратник, и он предложил вам сдаться. Скажите для наших зрителей в других странах, как это было, только без ключевого слова, потому что нас смотрят дети.
– Да особо и рассказывать нечего. В первый раз мне поступило предложение сдать город на второй день после агрессии, поступило непублично от одного из бывших руководителей нашей страны по телефону. Я об этом сразу же сообщил в необходимые службы, этим вопросом там занимаются.
– От одного из бывших руководителей нашей страны, это от кого?
– Давайте я воздержусь от ответа. Спецслужбы все знают.
– Янукович или Азаров?
– Спецслужбы все знают, спецслужбы занимаются этим вопросом, то есть они отрабатывают, это не большой секрет, я об этом доложил. Ну а с Царевым было все совсем иначе, когда пару дней назад я как раз приехал домой где-то в половину третьего, около трех, заснул, в шесть утра проснулся, у меня куча накиданных в телефоне скриншотов о том, что Царев публично через свой целый телеграм-канал, там, где он постит всякие свои подлые видео, как он идет в обозе оккупационной армии, там что-то рассказывает. И он там публично ко мне обратился, что надо сдавать город и так далее. Раз он публично обратился, то я и ответил публично. Выложил у себя этот скриншот, это первая реакция была, скриншот на фейсбуке и написал, чтобы он направлялся по тому же адресу, что и российский корабль. А что еще можно ответить предателю?
– Вы лично и ваша работа сейчас – яркий пример того, как люди, которые в Украине, мягко говоря, симпатизировали России, теперь защищаете Украину, ее суверенитет, независимость. Расскажите, как произошла эта переоценка ценностей?
– Да никогда мы не симпатизировали России, это все ярлыки. И оттого, что на юго-востоке [Украины] люди говорят на русском языке, это русские сильно заблуждаются, что они симпатизируют России. Посмотрите, как сражаются русскоязычный Мариуполь и русскоязычный Харьков. Мы же не виноваты, что мы родились русскоязычными, хотя сейчас стараемся все больше переходить на украинский язык, уверен, перейдем полностью. Русскоязычный украинский патриотизм, я же говорю, на Мариуполь посмотрите, ничем не слабее, чем украиноязычный, это их большое заблуждение. Или второе: они считают, что девятое мая – это только их победа, это русский нарратив. Вообще не так. У меня один дед дошел до Берлина, второй – до Праги. И для меня свято все, что связано с девятым мая. Тогда была Великая Отечественная война с немецкими фашистами, а сейчас то же самое, только в роли оккупантов выступают русские. Мы защищаем свою землю, мы защищаем свой город, мы защищаем Украину, мы никогда не были пророссийскими, это ярлыки на самом деле. Да, есть предатели типа Царева. Ну а в целом нормальные люди, которые любят свои города, свою страну, свои села.
– Вы были вице-премьером у Азарова, который сейчас сидит в России, это бывший премьер-министр Украины, пишет антиукраинские посты, высказывается против Украины, за войну и так далее. Он с вами пытался связаться или вы с ним?
– Давайте я воздержусь. Нет, я точно не пытался ни с кем связаться. Но давайте я воздержусь от ответа на тему "Кто мне звонил на второй день". Еще раз, спецслужбы все знают, я все сказал, там все отрабатывается. Я вот точно ни с кем не пытался связаться.
– А с Януковичем, которого называли западные разведки, по-моему Великобритании, как один из вариантов, что его посадят в Киеве в президентское кресло.
– Какой Янукович? Янукович тоже трус и предатель. Если вы так любите подымать итоги голосования, как вы только что сказали, можете посмотреть, было в 2014 году, я только стал народным депутатом "Оппозиционного блока" после выборов 2014 года, было в Верховной Раде голосование на тему "Лишить Януковича звания президента Украины". Такое было голосование. Из всего "Оппозиционного блока" один я проголосовал за. И когда у меня спросили, почему я так сделал, я сказал, чтобы он, собака, сидя там где-то в Подмосковье, знал, что я к нему плохо отношусь. То есть мое отношение. То есть точно у меня никаких контактов, он отлично знает, как я к нему отношусь, я же всегда это говорил публично. Знаете, много ярлыков.
– Александр, какие компромиссы, по вашему мнению, по вашим оценкам, могут быть достигнуты в переговорах о мире с Россией?
– По моим оценкам, сейчас вся нация сплотилась вокруг президента, президент себя ведет очень мужественно. И я считаю, что какое решение поддержит президент, его надо будет поддержать. Остальное – великая геополитика, это вопрос высшей государственной власти Украины, не хочу рассуждать на эту тему. Моя задача – это Кривой Рог и Криворожский регион.
– У вас, кстати, были уже какие-то обстрелы. Это по городу "Градами" или где-то вблизи?
– У нас уже несколько дней стреляют "Градами" по мирным селам и по городам небольшим вокруг города. Мы же все-таки держим там на периметре. Как я уже говорил, наши вооруженные силы наносят им очень большой ущерб и в технике, и в живой силе. Они в отместку бьют по селам и по мирным городам, по домам, по хатам. Было два обстрела города Зеленодольска, попадали и в частный сектор, попадали и в жилые дома, там, где живут люди. Слава богу, у нас нет сильно пострадавших. Но опять-таки чудо, попадает "Град" в квартиру, в которой никого нет, а в квартире справа, слева, сверху и снизу люди есть.