Минимум три человека погибли в оккупированном городе Олешки Херсонской области в результате затопления. Такие данные приводят в Киеве. В то же время назначенные Москвой чиновники оккупированной Новой Каховки заявляют еще о пяти погибших. Украинские власти отмечают, что точное число жертв в результате затопления в области установить пока невозможно.
Когда вода начала прибывать, Виталий достал свою лодку и бросился на помощь. Скольких жителей села Корсунка под Новой Каховкой вытащил – и сам не может подсчитать.
"Мы поплыли на этой лодке. Нашли еще одну лодку в центре, достали ее из воды и начали доставать людей. Всюду были люди. Они не успели уйти. Очень быстро вода подошла", – говорит он.
На оккупированных и теперь уже затопленных частях Херсонской области – такие, как Виталий, едва ли не единственные спасатели.
"Все оставили, все вещи, босиком теперь едем. Дочка кричала: "Езжайте". А мы бестолковые", – рассказывают люди.
В среду днем МЧС России отрапортовало, что эвакуировали больше четырех тысяч человек.
"Я находился на крыше вместе с женой. Дом затопило полностью. В доме все в воде, вся мебель, под самый потолок вода. Нас с крыши и сняли", – говорит еще один местный житель.
"Всем здравствуйте, я прошу у вас помощи, максимального репоста, я не знаю, что делать. Моя семья находится в селе Кардашинка, которое полностью затопило. Мы не знаем, что делать. Русские не спасают. Нету МЧС". Таких обращений в соцсетях – десятки. Существует несколько телеграм-каналов с тысячами подписчиков, в которых люди просят о помощи.
– Вчера было где-то пять метров 60 сантиметров.
– Это высота воды?
– Да. Если она сегодня прибудет полметра, по колено, все кровати затопит, все. Собака там на какой-то бане. Дворняга. Она сейчас там гавкает на все Коханы, она хочет жрать. Мы специально ее высадили, чтобы видели ее с какого-то коптера, может, с какого-то МЧС.
– Но ведь все же эти территории были прибрежными, у людей были лодки, а где сейчас эти лодки?
– Их позабирали. После Нового года был обход русских ребят. Они все это позабирали. Даже детские круги позабирали. Были обыски.
На третий день потопа дозвониться до людей, которые ждут помощи, становится все сложней. Телефоны садятся. Кто все еще на связи, утверждают, что начинаются проблемы с пищей и питьевой водой: "У людей с питанием плоховато. Так стихийно происходит, что взяли самое необходимое. Не будешь же картошки тянуть мешок, когда тебя вывозят на двухместной лодке".
Сейчас волонтеры создали специальные карты – на них отмечают места дислокации людей. Часто люди из соседних домов собираются вместе, так легче. Утверждают, что никаких спасателей не видели. Организованной эвакуации не было.
– Никто никуда не эвакуирует. Люди, которые хотят своими лодками выплывать, их не пускают.
– А кто не пускает? Останавливают и говорят возвращайтесь?
– Да.
– Это российские военные?
– Ну да. Молимся, чтобы, как говорится, не пошла вода дальше. А никаких движений вообще нет. Может, хоть наши придут и вывезут как-то нас.
– Украинская армия?
– Да.
"Оккупационная власть, у меня была информация, что да, они зашли с утра, сняли с крыш кого-то, сняли видеоролики и ушли. На вечер прошла информация, что они появились. Но как-то выборочно. Кого-то спасали, кому-то говорили: "Сидите, ждите украинскую власть". Они просто издевались. Два дня была информация, что людей просто не выпускали. Говорят: "Вы ждуны, вы ждали Украину, теперь возвращайтесь, сидите в воде и дальше ждите", – говорит мэр города Олешки Евгений Рыщук.
Украинские спасатели на эту территорию пока не заходят. Украинских военных там также нет. Поэтому у таких, как Виталий, много работы. Он доставляет людей хотя бы просто на сушу. Самому Виталию возвращаться уже некуда: "У меня уже дом рухнул. У меня там огород был посажен, уже ничего не построишь. Ничего не осталось".