В ночь на 6 июня в Херсонской области произошел прорыв дамбы Каховской ГЭС, который спровоцировал техногенную и экологическую катастрофу. Ее последствия только разворачиваются: затопление десятков городов и поселков, разрушение и подтопление домов, эвакуация тысяч жителей, затопление плодородных земель вокруг Днепра. Президент Украины Владимир Зеленский уже провел экстренное заседание Совета национальной безопасности и обороны, на котором обсудили последствия инцидента на ГЭС для страны.
Какие решения были приняты СНБО, как долго продлится подтопление прибрежных районов Днепра и сможет ли Кремль теперь наладить поставки воды в оккупированный Крым – об этом в интервью Донбас.Реалиям рассказал Игорь Сирота, генеральный директор госкомпании "Укргидроэнерго", которая является оператором Каховской ГЭС.
"В течение 10 дней вся вода уйдет в Черное море"
– Что вашим специалистам известно на данный момент о том, что происходит на месте: приостановился ли подъем уровня воды или она продолжает идти из водохранилища?
– Я бы хотел подчеркнуть: звучат с российской стороны разные мнения, что там размыло станцию, или там ударила ракетами украинская сторона. Это не соответствует действительности. С октября станция находится полностью под российской оккупацией – она находится под ней с 24 февраля 2022 года, но до октября на ней работали наши работники и она работала в единой энергосистеме Украины. А с октября перешла исключительно под российских оккупантов.
Уже в октябре ГЭС наполнялась взрывчаткой, полностью вся станция. И с октября там были исключительно военные, и это для них был военных такой дзот. Они использовали станцию исключительно как сооружение для защиты своих интересов.
То, что произошло в ночь на 6 июня, – мы видим, что станция имеет разлом пополам, таким образом мы понимаем, что взрыв был внутри станции. Мы увидели, что первые три агрегата и первая часть машинного зала ушли сразу под воду. Вторая часть начала сползать тоже под воду от ремонтной площадки и дальше. Характер разрушений, как мы понимаем, внутренний.
Как выглядит Каховская ГЭС и затопленные поселки Херсонской области после прорыва дамбы:
На сегодня мы видим, что станция уже восстановлению не подлежит. Идет размыв с двух сторон, станцию сносит в нижний бьеф (часть реки, канала, водохранилища или другого водного объекта, примыкающая к гидротехническому сооружению – НВ). Поэтому мы понимаем, что станция стопроцентно не подлежит восстановлению.
Также на станции было в агрегатах и трансформаторах более 450 тонн машинного масла. Более 150 тонн точно уже попало в реку, где остальное – мы будем понимать, когда узнаем, разрушены ли трансформаторы, турбины, потому что там находится турбинное и трансформаторное масло. И это, конечно, будет иметь экологические последствия.
Относительно Каховского водохранилища. Если водосливная плотина нарушена и взорвана в нижних отметках, то водохранилище будет сработано до нулевой отметки. Если она не разрушена внизу, то где-то до трех метров воды в нем может остаться.
Но по характеру разрушений и того, что мы наблюдаем до этого часа, скорее всего, на 90 процентов, что водосливная плотина разрушена до нулевой отметки. В течение четырех суток мы ожидаем, что водохранилище будет сработано до нулевой отметки. Конечно же, поднимется уровень воды в Херсоне более трех метров и будет подтоплено более 37 населенных пунктов – вдоль реки Днепр до Херсона и до Черного моря.
– Это, вы сказали, будет продолжаться в течение четырех суток?
– Пик будет утром седьмого июня – тогда вода стабилизируется, а на третий-четвертый день начнет спадать. Мы думаем, что в течение 10 дней вся вода уже уйдет в Черное море. А когда будет водохранилище пустое, конечно, русло Днепра до Черного моря будет тоже уже с малым количеством воды. Там вообще практически воды не будет, если мы перекроем ДнепроГЭС.
"Это русло Днепра вы перейдете пешком"
– После того, как обмелеет Каховское водохранилище, когда высохнет вода, русло Днепра будет иметь примерно такой же вид, как и до прорыва дамбы?
– Нет. Мы же понимаем, что такого Каховского водохранилища больше вообще не будет. И это русло Днепра вы перейдете пешком. Тем более мы идем в летний период, воды такой нет.
Конечно, мы будем максимально воду сохранять в верхних водохранилищах и надеемся на скорейшую деоккупацию – чтобы можно было перекрыть Каховское водохранилище и из всех водохранилищ сработать максимально воды, чтобы наполнить Каховское и обеспечить людей питьевой водой, а потом и промышленность, и сельское хозяйство. И самое главное – избавить русло Днепра и Каховское водохранилище от экологической катастрофы, которую нанесли россияне.
– По вашему мнению, то, что произошло, – это был контролируемый подрыв российскими войсками? То есть они получили то, чего хотели, или не очень заметно, чтобы было все рассчитано инженерно?
– Я в их вещах еще с 24 февраля 2022 года вижу постоянный алогизм. Но я четко вижу, что россияне оставили после себя в Буче, что они сделали с Мариуполем, с Волновахой, с Бахмутом – у них варварские подходы. Они, понимая, что идет контрнаступление, деоккупация, просто все взрывают и сносят все, что можно снести и смести. Для них нет ничего ценного.
Давайте будем говорить честно и открыто: во всем мире такие, скажем так, акции, которые делаются против плотин, ГЭС, АЭС – это называется терроризм и не иначе. Это экологическая большая катастрофа.
Если бы они хотели достичь, скажем, "успеха" какого-то, чтобы остановить контрнаступление ВСУ, – у них есть кран, им ничего не мешало поднять 24 затвора, сработать практически всю воду и достичь такого же эффекта через водозатворы и затопить всю эту зону.
Логики и инженерного подхода я здесь не вижу. Потому что можно было затопить, не взрывая, достичь "успеха" и на мировом уровне сказать: да мы же ничего не взорвали, мы затопили, ну и что – мы останавливаем контрнаступление. Если бы взорвали агрегаты или повредили – но когда взрывают станцию, я извиняюсь, это уже несколько иная квалификация.
"Они лишили Крым воды"
– Что ждет Северо-Крымский канал? Вода в Крым по нему будет поступать?
– Конечно нет, не будет. Хотел бы еще подчеркнуть относительно варварских действий по отношению к станции. Знаете, фашисты, когда отходили из Запорожья, они не взрывали станцию (ДнепроГЭС). Они взорвали пару пролетов водосливной плотины, но никто не взрывал станцию. То, что сделали россияне, – это терроризм. И, конечно, они лишили и Крым воды.
Но я более чем убежден, что они заполнили все крымские водохранилища до полной отметки. И если они это сделали, это будет еще одним подтверждением того, на что они шли. Значит, они готовились к этой ситуации.
– Пропагандистские российские СМИ сообщают, что и Севастополь, и другие крымские города действительно обеспечены водой и в ближайшее время им ничего не угрожает. И последний вопрос к вам: президент Владимир Зеленский через считаные часы после подрыва дамбы собрал заседание СНБО, вы принимали в нем участие. Вы можете рассказать из того, что можно, какие решения были приняты на СНБО?
– Решения были такие: в первую очередь обеспечить эвакуацию, вывезти всех людей из зоны затопления. Второй вопрос: максимально быстро обеспечить питьевой водой население, а потом уже промышленность и сельское хозяйство. И конечно, все, что нужно, сделать, чтобы ликвидировать последствия экологической катастрофы. Это три задачи, которые были поручены всем без исключения, кто был на этом заседании.
Нам уже позвонили проектные институты и из Швейцарии, и из Италии, которые предлагают помощь – быстро спроектировать новую станцию. Нам прежде всего надо будет оградить и перекрыть Каховское водохранилище, чтобы обеспечить водой население. И, конечно, готовиться к быстрому восстановлению Каховской станции.
Материал полностью (на украинском языке) можно прочитать на сайте украинской службы Радио Свобода.