Уже в десяти регионах Украины больницы, по официальным данным, заполнены коронавирусными пациентами больше чем на 70%. Сами медики и пациенты рассказывают, что на деле ситуация еще хуже: в некоторых городах больницы переполнены, и даже тяжелым больным отказывают в немедленной госпитализации, вынуждая по несколько дней ждать свободного места.
Ирина Хоменко живет в Днепре. Месяц назад она заболела коронавирусной инфекцией, и ее на "скорой" привезли в одну из городских больниц. По словам Ирины, сначала коронавирусными пациентами были заполнены несколько этажей больницы. Но с каждым днем больных все больше уплотняли: в палатах и коридорах ставили вплотную дополнительные койки и наконец даже начали класть пациентов в помещения переоборудованной столовой.
"Со мной они бегали, искали, куда меня положить. Я помню отрывочные разговоры: "А посмотрите там, а посмотрите за занавеской, а давайте в коридоре, – вспоминает женщина. – Но все места были заняты, и тогда нашли кушетку в столовой".
В столовой Ирина провела 18 дней. По ее словам, за это время в больницу госпитализировали только тяжелых больных с низкой сатурацией и проблемами с дыханием. Остальным отказывали. В ее отделении почти все пациенты нуждались в кислороде, но аппаратов катастрофически не хватало, подчеркивает Хоменко.
"Мы в палате дышали кислородом по очереди. А потом стали делиться с женщиной из соседней палаты, – рассказывает она. – Брали друг у друга телефоны и звонили: вот у нас освобождается, мои два часа заканчиваются, можем отдать кому-то".
В больнице, где лежала Ирина, также критически не хватало медиков. Порой на два этажа больницы, по словам пациентки, дежурить оставался всего один врач. Часто из соседних палат раздавались крики о помощи, на которые персонал приходил далеко не сразу.
"Крик в палате: "Сестричка, дыши!" Выбегает молоденькая женщина и падает на колени, кричит: "Кто-нибудь, помогите!" – вспоминает Хоменко. – Поверьте, у меня это сейчас вызывает слезы, мне это больно вспоминать".
Ирина говорит, что только за одну неделю в ее отделении умерли семь человек. Бывало и так, что умерших, по ее словам, бросали прямо в коридоре.
"Однажды ночью женщина как раз в столовой лежала под аппаратом – и все-равно умерла. Это первая смерть, которую я увидела посреди ночи, – вспоминает Хоменко. – Я не спала, и все это было на моих глазах. Потом эти смерти стали случаться ежедневно, по несколько раз в день".
Главврач Ужгородской больницы на западе Украины Юрий Яцина говорит, что к смерти пациентов с коронавирусом невозможно привыкнуть.
"Очень неприятно, когда мы видим, что происходит, но не можем помочь. Человек просто умирает, – рассказывает Яцина. – Если у них поражена функция легких и сатурация 60-70-50 процентов, то мы их держим на масках и разных других методах поддерживающей терапии – и не можем сатурацию поднять. Это все надо видеть, как они мучатся неделями и не вылечиваются".
Врачи рассказывают, что поток больных с коронавирусом не уменьшается, и из-за нехватки мест для их госпитализации приходится перепрофилировать под прием другие, неинфекционные отделения.
"Последнюю неделю происходит что-то невероятное. В том плане, что люди уже в очередь становятся на госпитализацию, – говорит врач Оксана, которая работает пульмонологом в Закарпатской областной больнице. – Более легких пациентов пока держим в амбулаторном режиме".
Яцина говорит, что их больницу планируют расширять: добавят еще минимум 15 коек. Но, по словам главврача, для того чтобы их обслужить, нужен также дополнительный медицинский персонал, а его нет.
"Во-первых, это медперсонал, который должен работать, плюс ситуация, которая складывается вокруг кислородной терапии, обеспечения кислородом и, соответственно, медикаментозное лечение тоже необходимо", – перечисляет он.
В Минздраве Украины признают, что ситуация с загруженностью больниц и медиков в Украине уже стала критической. Поэтому помимо расширения больниц и увеличения количества коек чиновники планируют просить помощи иностранных медицинских работников у Всемирной организации здравоохранения.