США и Германия договорились о том, что строительство российского газопровода "Северный поток – 2" в Германию будет завершено без наложения властями США санкций на компании, которые этим занимаются. Это резкий поворот администрации президента США Джо Байдена по сравнению с позицией, которую занимала предыдущая администрация США Дональда Трампа (именно она была инициатором санкций). Это также большой удар для Украины, которая после завершения строительства лишится значительной части транзита российского газа в Европу.
Вашингтон и Берлин заявили, что будут добиваться продления договора о транзите российского газа через Украину на 10 лет (срок имеющегося соглашения истекает в 2024 году) и будут стремиться снизить экономическую зависимость Украины от транзита и поставок российского газа. Но Украина и Польша уже совместно выступили против соглашения США и Германии и заявили, что оно создает "дополнительные политические, военные и энергетические угрозы для Украины и Центральной Европы в целом" и позволяет России "оказывать деструктивное влияние на ситуацию безопасности в Европе".
Российский нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин много раз предсказывал, что "Северный поток – 2" не будет завершен. Что, по его мнению, изменилось и как соглашение РФ и США повлияет на экономическое и политическое положение Украины?
– Вы лично несколько раз, в том числе в эфире нашего канала, говорили, что "Северный поток – 2" мертв. Что изменилось с тех пор?
– Совершенно верно. И сейчас, проанализировав свои тогдашние убеждения, я понимаю, в чем я ошибся. Я недооценил очень важные факторы в Соединенных Штатах Америки. Во-первых, это тот фактор, что интерес к проекту "Северный поток – 2" и интерес к защите Украины от политических последствий со стороны России не пользуется большой популярностью в Соединенных Штатах.
У новой администрации появился более важный приоритет – это ремонт разрушенных отношений между Соединенными Штатами и Европой, налаживание трансатлантического сотрудничества, укрепление солидарности внутри НАТО. А то, что там где-то в Европе есть какая-то Украина и какой-то обходной газопровод, – это вообще не приоритет для Америки.
– Как это соглашение повлияет на экономику в Украине? Насколько серьезны будут потери?
– У Украины положение довольно серьезное. Потому что если закроется значительная часть газового транзита через Украину, то потери не ограничатся двумя миллиардами долларов, которые она теоретически получает в виде тарифов за прокачку.
Америка и Германия дают гарантию, что транзит сохранится и после 2024 года. Но как они от имени России могут давать такую гарантию? Не бывает так, это не гарантия, потому что Россия не участник этого соглашения. Давайте прямо говорить, результат переговоров – это пустая бумажка.
По сути, США и Германия Москве погрозили пальчиком и сказали: "Если вы будете себя плохо вести, мы вам объявим санкции. "Мы понимаем, что санкций никаких не будет, но мы вам сейчас будем грозить". Ну что это такое?
Но у меня есть такое убеждение, что часть транзита через Украину все-таки сохранится. В Европе есть клиенты "Газпрома", которые не хотят переключаться на Германию, в частности Италия, которая получает из России не меньше 15 миллиардов кубометров в год. И поэтому она по-прежнему будет придерживаться необходимости получить газ через Украину, Словакию и Австрию – не через Германию. Поэтому какая-то часть этого потока до сих пор никуда не денется, она сохранится.