Россия ожидала вторжения в Курск и разрабатывала планы по его предотвращению. Об этом сообщила The Guardian со ссылкой на документы, изъятые украинским спецназом на позициях, оставленных российскими войсками в регионе.
Издание отмечает, что встреча с группой спецназа произошла в конце августа. Среди предоставленных журналистам бумаг оказались документы МВД России, ФСБ и российской армии, часть из которых представляют собой распечатанные приказы. Также были обнаружены журналы с фиксацией различных событий. Самые ранние записи начинаются в конце 2023 года, последние же датированы шестью неделями до того, как Украина начала вторжение в Курскую область.
The Guardian подчеркивает, что не смогла независимо проверить подлинность документов, но они "имеют признаки типичных сообщений российской армии". Большинство документов относятся к 488-му гвардейскому мотострелковому полку, который базируется в Брянской области. Служившие там ранее военнослужащие вернулись в Россию в рамках обмена пленными с Украиной.
Согласно документам, в январе 2024 года говорилось о "возможности прорыва границы" украинскими вооруженными формированиями, в связи с чем был отдан приказ усилить подготовку для отражения любой атаки. В феврале командиров подразделений предупредили о планах Украины по "быстрому наступлению из Сумской области вглубь российской территории (до 80 км), чтобы создать четырехдневный "коридор" до прибытия основных подразделений украинской армии".
В середине марта подразделениям на границе приказали усилить линии обороны и "организовать дополнительные учения". В середине июня появилось более конкретное предупреждение о планах Украины "в направлении Юнаковка – Суджа с целью взять под контроль Суджу", что произошло в августе. Также предсказывалось, что Украина попытается уничтожить мост через реку Сейм, чтобы помешать снабжению российских войск в регионе, и это тоже произошло позже.
В одном из июньских документов была жалоба на то, что российские подразделения на фронте "укомплектованы только на 60–70 процентов и в основном состоят из резервистов со слабой подготовкой".
The Guardian пишет, что документы также дают представление о российской тактике последнего года: к примеру, в них говорится о необходимости создания ложных окопов и позиций для дезориентации украинских разведывательных дронов. Также предлагается организовывать с целью перехвата радиопереговоры о ложных позициях.
"Среди сухого, витиеватого официального языка встречаются признаки серьезных проблем с моральным духом на фронте, – отмечает издание. – Например, говорится о том, что у солдат ежедневно по 5–10 минут и по часу раз в неделю должен проходить инструктаж для поддержания и повышения "политического, морального и психологического состояния".
В записи, обнаруженной в изъятом журнале, указано, что "проблема гибели военнослужащих в результате суицидальных инцидентов остается напряженной". В одном из случаев причиной самоубийства военнослужащего назван "нервно-психический срыв, вызванный длительным депрессивным состоянием в связи с прохождением службы в рядах российской армии".
Шестого августа 2024 года подразделения Вооруженных сил Украины вошли в Курскую область. В конце августа главком ВСУ Александр Сырский заявлял, что украинские военные контролируют 100 населенных пунктов на территории России. В сентябре российские военные начали контрнаступление в регионе: 12 сентября Минобороны России заявило о возвращении под свой контроль 10 населенных пунктов, а 16 сентября – еще двух сел.