Пока украинские военные продолжали наступление в Курской области, президент России Владимир Путин поехал с государственным визитом в Азербайджан. Если верить сайту Кремля, тема войны России против Украины в этой поездке не затрагивалась ни разу. В Курскую область, в которой вторую неделю идут бои, Владимир Путин тоже не ездил. В регион приезжали лишь федеральные чиновники. В Курске побывали министр энергетики Сергей Цивилев, глава Минздрава Михаил Мурашко, министр транспорта, бывший губернатор региона Роман Старовойт и замминистра обороны Андрей Булыга. В город Курчатов, где находится Курская АЭС, приезжал также первый замглавы администрации президента России Сергей Кириенко.
Ни в одном из районов Курской области, охваченных боями, ни федеральные чиновники, ни исполняющий обязанности губернатора региона Алексей Смирнов так и не побывали. Судя по отчетам в соцсетях, Смирнов с шестого августа осматривал пострадавший во время удара ВСУ многоквартирный дом в Курске, встречал гуманитарную помощь, посещал госпиталь для военных и пункты временного размещения в самом Курске.
Наблюдатели отмечают: российские власти ведут себя примерно так же, как во время мятежа Евгения Пригожина в июне 2023 года – демонстрируют, что ничего чрезвычайного не происходит.
"Эти две недели, пока идет наступление украинской армии в Курской области, Путин действительно не сделал никакого обращения к нации по этому поводу. Из отпуска не вышла Государственная Дума, которая ушла четвертого августа на каникулы. Никто из высших руководителей государства не сделал больших заявлений, обращенных к российскому населению", – сказал в эфире Настоящего Времени Александр Морозов, российский политолог, преподаватель Карлова Университета в Праге.
Российская журналистка Фарида Рустамова тоже отмечает, что Кремль очень скупо комментирует продвижение украинских военных в Курской области. "Гражданам России показали 30-минутный отрывок совещания Путина с силовиками, членами правительства и губернаторами прифронтовых (а в случае с Курской областью – фронтовых) регионов. За всю неделю до этого Путин дважды (раз, два), но очень скупо комментировал вторжение ВСУ и почти не появлялся на публике (а его пресс-секретарь Песков, как и многие другие чиновники, находится в отпуске)", – написала она у себя в телеграме.
По ее словам, российские власти "всячески поддерживают видимость того, что происходящее в Курской области – это какое-то очередное стихийное бедствие в отдаленном регионе, а не война на территории России".
"Как только Смирнов начал рассказывать о продвижении украинской армии, Путин его тут же одернул. Мол, об этом доложат военные (непублично), а вы про помощь людям рассказывайте, – подмечает журналистка. – Однако даже по тем "гражданским" цифрам, которые раскрыл Смирнов, картина получается чудовищная. В зоне эвакуации находятся 180 тысяч (!) человек, из них 121 тысяча (!!) уже эвакуирована. Власти не знают о судьбе двух тысяч (!!!) человек".
При этом поведение российских властей противоречит их решениям: в Курской, Белгородской и Брянской областях введен режим контртеррористической операции, в Курской и Белгородской областях также объявлена чрезвычайная ситуация федерального масштаба, жителей региона власти призвали эвакуироваться.
Как отмечает политолог Морозов, подобное отстранение Путина от решения кризисных вопросов привело к "очевидной дезорганизации" и возможности продвижения Пригожина в его марше на Москву год назад.
"Я хочу напомнить удивительный визуальный эпизод, сейчас это так же видно хорошо: по центральному телевидению показывали Пригожина, который беседует с замминистра обороны в занятом Ростове. Вот примерно сейчас населению России показывают какие-то кадры, связанные с Курской областью. Но как это надо интерпретировать, я думаю, население не знает, не понимает и находится в глубокой растерянности от происходящего", – убежден эксперт.
Он подчеркивает, что в связи с продвижением ВСУ в Курской области и отстраненной реакцией на это Кремля, "напрашивается довольно опасная аналогия".
"А если бы это было нарушение российской государственной границы не украинскими войсками, а, например, со стороны Китайской Народной Республики, а если бы это реально были войска одной из стран НАТО? В таком случае как бы реагировал Кремль на это публично, в том числе и своему собственному населению? Получается, никак", – отмечает политолог.
"Происходит нечто, что явно подпадает под статьи Доктрины о национальной безопасности Российской Федерации, – продолжает Морозов, – под многочисленные документы, которые регулируют подобную ситуацию на правовом уровне, а при этом принимаются политические решения молчать, не создавать панику".
Население России, оценивая ситуацию в Курской области, "раз нет призыва к какой-то священной войне, к национальному единству", по словам политолога, со своей стороны не реагирует.
"Российские граждане понимают, глядя на ситуацию, что раз Государственная Дума ушла на каникулы и не приходит, раз пресс-секретарь президента находится в отпуске и из отпуска не возвращается в такой ситуации, значит, ничего драматического не происходит, не надо волноваться", – подытоживает эксперт.