Ссылки

Новость часа

Независимый соцопрос после мятежа ЧВК "Вагнер": 72% россиян довольны тем, как все закончилось, но Пригожин им нравится гораздо меньше


Прохожий делает селфи с Евгением Пригожиным, уезжающим из Ростова-на-Дону после мятежа 24 июня 2023 года. Фото: AP
Прохожий делает селфи с Евгением Пригожиным, уезжающим из Ростова-на-Дону после мятежа 24 июня 2023 года. Фото: AP

16–19 июня 2023 года группа независимых социологов Russian Field проводила опрос о том, как изменилось отношение россиян к "спецоперации" (так российские власти требуют называть войну в Украине). Опрос содержал в том числе несколько вопросов о деятельности Евгения Пригожина. Тогда выяснилось, что больше половины россиян позитивно оценивают деятельность основателя ЧВК "Вагнер" – такой ответ дали 55% респондентов.

После объявленного Пригожиным 23 июня "марша справедливости" на Москву и продлившегося около суток мятежа ЧВК "Вагнер", в результате которого погибли российские кадровые военные, а сам Пригожин уехал в Беларусь, социологи провели новый опрос среди 1599 респондентов, чтобы отследить, как изменилось у общества отношение к деятельности Пригожина после событий 23–24 июня. Настоящее Время ознакомилось с его результатами.

Уровень поддержки Пригожина значительно снизился

В середине июня доля относящихся "положительно" или "скорее положительно" к деятельности Евгения Пригожина составляла более половины – 55%, а не одобряли его действия лишь 14%. После мятежа ситуация резко изменилась: теперь позитивно к основателю ЧВК "Вагнер" относятся только 29% опрошенных, а отрицательно – 39%. Количество тех, кто не знает о Пригожине, после мятежа уменьшилось с 17% до 7%.

До событий 24 июня в конфликте между Евгением Пригожиным и министерством обороны 45% опрошенных поддерживали Пригожина, 12% – позицию Минобороны, а 19% – ни одну из этих позиций. После 24 июня отношение к конфликтующим сторонам буквально перевернулось. Теперь 41% россиян говорят, что в конфликте им ближе позиция Минобороны, и лишь пятой части опрошенных ближе позиция Пригожина (20%). Количество тех, кто не поддерживал обе стороны или затруднился ответить, почти не изменилось. Из опроса следует, что молодежь чаще не поддерживает ни одну из сторон, Минобороны гораздо чаще поддерживают респонденты старше 60 лет, а Пригожина – мужчины и россияне 30–44 лет.

Дарья Павлова, руководитель направления публичных исследований Russian Field, так объясняет тот факт, что молодежь чаще других остается нейтральной в вопросе поддержки одной из сторон: "Большая часть молодых людей стараются не вовлекаться в политические процессы. Мы это замечаем на каждом исследовании – молодежь чаще затрудняется или уходит от ответа, выбирает нейтральные формулировки. Это может быть связано с пониманием невозможности повлиять на ситуацию, а значит, и нежеланием вовлекаться даже на уровне обсуждений".

Социологи также спросили, считают ли участники опроса, что общество поддержало действия Евгения Пригожина во время мятежа. 42% считают, что общество его не поддержало, а 21% говорят, что поддержало. В группе респондентов в возрасте 18–29 лет почти четверть уверены, что общество осталось равнодушно к мятежу.

Организаторы опроса называют спад поддержки Пригожина ожидаемым: "В целом, мы ожидали, что увидим резкий спад поддержки Евгения Пригожина. Его рейтинг рос очень быстро, чаще это было связано с тем, что он давал альтернативные точки зрения на ход СВО, но при этом высказывал поддержку президенту. Такая позиция находила большой отклик. Однако после выступления против Путина (пусть и не напрямую, таких заявлений не было, но общество восприняло это так) очевидно, что поддержка существенно упала. Но то, что около трети респондентов и после мятежа говорят о поддержке Пригожина, также удивляет", – говорит Дарья Павлова.

Мог ли Пригожин совершить переворот и кто должен был вести переговоры

Во время мятежа посредником между Евгением Пригожиным и российскими властями выступил президент Беларуси Александр Лукашенко. У респондеров спросили, кто, на их взгляд, должен был принять участие в переговорах. Россияне предпочли бы видеть на его месте Владимира Путина – 34%, или Сергя Шойгу – 32%. Почти треть (29%) затруднилась ответить. Остальные персоны, в том числе и Лукашенко, который собрал 3%, упоминаются гораздо реже.

В то же время больше половины россиян (58%) считают в целом допустимым посредничество руководителей иностранных государств в таких ситуациях. И 72% довольны тем, как разрешился мятеж. Не удовлетворены лишь 12%. Когда у этих 12% опрошенных уточнили, чем именно они недовольны, самые популярные ответы были такими: Пригожин не был привлечен к ответственности за свои действия – 21%, конфликт не привел к позитивным переменам – 12%, конфликт не был полностью разрешен – 6%. Еще 5% россиян ожидали смены власти и победы Пригожина.

Еще один вопрос, который задавали социологи, звучал так: "Если бы Пригожин продолжил марш на Москву, был ли у него шанс совершить военный переворот?" Лишь 20% респондентов считают, что он мог это сделать, а 69% уверены, что у Пригожина не было шанса. С увеличением возраста респондентов уверенность в том, что у Пригожина был шанс, уменьшается.

Когда у участников опроса уточнили, возможна ли вообще в сегодняшней России смена власти вооруженным путем, 73% опрошенных ответили, что это невозможно. Лишь 18%, среди которых больше всего мужчин и людей до 45 лет, считают такой вариант развития событий реальным.

Дарья Павлова из Russian Field говорит, что 18% – это большая цифра, которая удивила социологов: "Это значимая цифра, потому что сценарий вооруженного захвата власти страшен для любой страны, и в опросах на эту тему всегда преобладают оценки, что это невозможно, – людям не свойственно примерять страшные сценарии на свою жизнь. Но 18% россиян считают такой сценарий реальным. Это может быть связано с разными факторами, которые в этом опросе мы не ставили целью установить: возможно, люди увидели слабость системы, возможно, на фоне СВО вооруженные мятежи не кажутся неожиданными, возможно, это запрос на быстрые изменения".

Отношение к Путину, Шойгу и Пригожину

После мятежа отношение россиян к Владимиру Путину в двух третях случаев не изменилось (67%). Также 17% респондентов отметили, что оно улучшилось, и лишь у 12% оно ухудшилось. Улучшилось отношение к Путину больше среди женщин, людей старшего возраста и телевизионной аудитории.

Отношение к Сергею Шойгу более чем у половины респондентов осталось без изменений (53%), а у трети оно ухудшилось (33%).

При этом примерно равное количество опрошенных ответили, что их отношение к Евгению Пригожину не изменилось или ухудшилось (43% и 40% соответственно). Лучше относиться к создателю ЧВК "Вагнер" стали 7%, среди которых преобладает молодежь.

XS
SM
MD
LG