В октябре стало известно, что шестерым российским военным, дезертировавшим из армии и уехавшим из России, в мае 2024 года одобрили европейские въездные документы. Сейчас все они добрались до Франции и подали прошения о предоставлении им политического убежища.
Впервые власти Евросоюза разрешили пересечь границу сразу группе дезертиров. Как ранее сообщала русская служба "Би-би-си", в Украине побывали пять человек, среди них есть кадровые офицеры и двое мобилизованных.
Одного из дезертиров зовут Александр. Он рассказывает, что после школы по совету родителей поступил в военное училище и выпустился лейтенантом. В 2022 году его отправили на фронт в Украину, причем то, что он находится на территории другой страны, Александр, по его словам, не сразу понял.
"У меня лично был шок, то есть я не понимал, что происходит, когда мы пересекли украинскую границу, – вспоминает он. – Я подошел к своему командиру и сказал: "Что происходит, почему мы, собственно, пересекли границу, почему мы находимся на территории другой страны?" Я не получил какого-то внятного ответа на свой вопрос. Я не знал, что происходит, когда оказался на территории другой страны".
По словам Александра, уволиться из армии он пытался еще до полномасштабной войны, но начальство ему несколько раз в этом отказывало. В Украине он пробыл почти полгода. Как он утверждает, в боевых действиях он непосредственного участия не принимал, а занимался в основном обеспечением связи между подразделениями.
Однажды Александру удалось взять отпуск и вернуться в Россию. Уволиться из армии было уже невозможно: это случилось уже после начала мобилизации. И молодой военный решил дезертировать.
"Я понимал, что у меня остается только два пути: либо уехать из России, либо сесть в тюрьму, потому что возвращаться обратно на фронт у меня не было ни малейшего желания, ни моральной возможности", – объясняет он.
Александр сбежал в Казахстан, где познакомился с другими российскими дезертирами. Вместе они создали проект "Прощай, оружие", который призывал россиян не идти на войну. На одном из первых видео на их ютуб-канале они поджигают российскую военную форму.
Один из участников организации "Прощай, оружие!" – Андрей Амонов. Раньше он был дорожным рабочим, но после начала мобилизации в России начальник его уволил.
"Меня заставили поехать на мобилизацию и на войну против моей воли. Просто сказали, что я мобилизован, — рассказывает Андрей. – И, если я не поеду, меня ждет уголовная ответственность. Или тюрьма, или война".
Андрею удалось бежать из учебного центра, где мобилизованных готовили к отправке в Украину. До того как попасть во Францию, он пробыл в Казахстане два года. Там его даже задержали по запросу России, но позже отпустили. Нескольким дезертирам, задержанным за границей по запросу России, не так повезло: их похищали российские силовики и вывозили на родину, где беглецов ждала тюрьма.
Во Францию беглецы из российской армии прибыли благодаря поддержке правозащитных групп. Те больше года пытались договориться с европейскими властями о выдаче виз российским дезертирам с антивоенной позицией. Но многие западные страны опасаются, что бывшие солдаты российской армии могут угрожать безопасности их стран или были причастны к военным преступлениям в Украине. Поэтому истории всех беглецов сверхтщательно проверяют на всех уровнях.
"У нас есть целый протокол верификации для любых людей, которые к нам обращаются: нужно проверить всю их историю, действительно ли они не воевали, – рассказывает Ольга Прокопьева, президент правозащитного проекта Russie-Libertés, который помогает россиянам получить убежище. – Шесть человек, которым мы помогли, не воевали с оружием, а некоторые даже не были в Украине. Некоторые из них дезертировали еще до того, как их отправили на фронт".
Количество дезертиров в России растет. По данным издания "Медиазона", к августу 2024 года в российские военные суды поступили около 5 тысяч уголовных дел о побеге из армии.
Один из проектов, который помогает россиянам скрыться от призыва, – "Идите лесом". По подсчетам самих правозащитников, благодаря обращению к ним на войну не отправились почти 19 тысяч человек.