В российских пабликах появилось видео, на котором около 30 мужчин в камуфляже и с закрытыми лицами представляются военными из Ярославской области и просят власти о помощи. Как следует из их обращения, командир их роты отдал приказ об отступлении с позиций, так как их обстреливали танки и минометы, но позже от своих слов отказался. Из-за этого военных теперь обвиняют в дезертирстве.
Где именно в Украине произошел этот случай – мобилизованные не раскрывают.
"Командование нас не прикрывало и не давало нам никакой поддержки. У нас были только автоматы, а все остальное вооружение было повреждено, – говорит один из военнослужащих. – Но теперь нас хотят обвинить в дезертирстве, так как командир роты говорит, что приказа не отдавал. Командованию на нас наплевать".
В пресс-службе правительства Ярославской области сообщили, что обращение проверяет военная прокуратура. Родные мужчин, в свою очередь, готовят коллективное обращение в Центральную военную прокуратуру РФ и говорят, что готовы рассказать всю правду о том, что произошло.
Корреспондент Настоящего Времени Тимофей Рожанский пообщался с женами двоих мужчин из видео.
Алена Савочкина – жена мобилизованного Виктора Савочкина. Она рассказала об условиях, в которых ее мужу приходится служить, и о том, что его обманули: "Изначально он туда шел механиком-водителем, а оказался простой пехотой". "Им даже не дают написать рапорта: каждый день приезжает, запугивает руководство!" – подчеркнула женщина.
– Есть ли какие-то подробности, вы можете что-то еще добавить к тому, что ребята рассказали на видео ?
– Конечно, могу. Их отправили на передовую с голой ж…ой, можно так сказать, против танков с одними автоматами! Ну, только боекомплект, гранаты имеют с собой. Все! Больше у них ни подкрепления, ничего больше не было. То, что смогло бы спасти, там, жизнь артиллерии – них…на.
– Вашего мужа мобилизовали?
– Да-да, мобилизовали.
– А когда мобилизовали, можете рассказать, как он уходил?
– 24 октября 2022 года. Изначально они попали в учебную часть города Смоленска, потом их перевезли в воинскую часть в Клинцы, после Клинцов они были под Воронежем, и 31-го декабря в новогоднюю ночь их перевезли на передовую.
– Куда именно?
– В Луганскую область.
– А как он сам к мобилизации отнесся? Он хотел уйти или нет?
– Ну, он до этого ходил добровольцем. Когда началась "СВО" (так официально власти в России требуют называть войну в Украине – ред.) он в июле пошел добровольцем. Там разорвал контракт и вернулся домой.
– А почему контракт разорвал?
– Потому что тоже не было оснащения, был обман, изначально он туда шел механиком-водителем, потом он оказался простой пехотой.
– А потом его мобилизовали и выбора уже не было?
– И выбора уже не было.
– Что сейчас они планируют делать?
– Сейчас они там ничего не могут сделать, им даже не дают написать рапорта. Их каждый день приезжает запугивает руководство, просто говорит о том, что "раздевайтесь до трусов и идите с голой ж...ой туда. А если не хотите идти так, то мы вас просто запишем без вести пропавшими, а вы делайте, что хотите!"
Они на довольствии стоят только по документам, а едят то, что присылаем мы, родственники, отправляем гуманитаркой, ну и сама гуманитарка что-то им приносит. И их грозятся еще и этого лишить! Им обрубают связь, чтоб они не могли с нами связаться. Военная прокуратура бездействует. Они приписаны к городу Клинцы, к воинской части 91704. По последним данным, они числятся там в теробороне, в которой они не находятся. Мы поехали в прокуратуру, нас отфутболили в город Брянск, мы поехали туда, там еле уговорили, чтобы приняли заявление, потому что поехали все родственники, чьи ребята там присутствуют на видео, шесть семей. Еле уговорили, чтобы приняли заявление.
– А там на видео, получается, люди не только из Ярославля, вы из Орла?
– Мы из Орловской области. Но ярославских ребят там побольше, потому что у них полностью туда отправили почти всех, кого мобилизовали. А наших, получается, шесть человек, потому что у нас такой городочек маленький, и мобилизовали там всего лишь два призыва, по 20 человек было.
Виктория, жена еще одного военнослужащего с видео, свою фамилию предпочла не называть. Она рассказала о том, что ее мужа Ивана отправили на передовую практически без подготовки.
– Мужа мобилизовали?
– Мобилизовали, да.
– Расскажите, когда и при каких обстоятельствах.
– 23 октября 2022 года позвонили из военкомата, сказали, что вам повестка пришла и завтра явиться к 9 часам в военкомат. Мы поехали. Ему сказали, что завтра отправка, будьте готовы, в 8 часов быть на месте. Мы собрали его, полностью купили все – аптечки, одежду, берцы. Забрали, увезли их в Орел сначала, там возле военкомата их отправляли, губернатор провожал. Там выдали спальный мешок, форму. Потом их отправили в Смоленск, они были в смоленском санатории где-то, проходили обучение, им выдали автоматы, выходили они на полигон. Потом их отправили в Воронежскую область, приписали их к части в городе Россошь, и там они были, наверное, месяц.
– Иван уехал из Смоленска на передовую. Что он оттуда рассказывал вам?
– Они получили 31 декабря оружие в Воронежской области, вывезли их на Украину, больше никакого обучения, ничего, подготовки никакой они не проходили. Им дали новое оружие, которое они даже ни разу в руках не держали. Три дня они, может, посидели там, а дальше их отправили на передовую сразу же.
Они говорят: нас привезли туда, а дальше мы бежали посадками оттуда, семь километров мы просто бежали, потому что начали обстреливать. А нам обороняться даже нечем, никакой техники, ничего нет, просто оружие в руках!
– А с обвинением в дезертирстве – это что за история?
– Они отказываются выходить на передовую, на первую линию, их за это хотят обвинить в дезертирстве. А они говорят: "Нам не с чем воевать, что нам с автоматами против танков идти?" Их там порядочно людей, они все как бы держатся. Но их сейчас пытаются разъединить, чтобы они не смогли сопротивляться.
– Когда примерно они отказались воевать, когда они вернулись с первой линии?
– Дня четыре назад. Вот они держатся, ну с неделю, грубо говоря. После их вывезли, и они сказали: "Мы больше не пойдем, против танков идти нам с оружием смысла нет, что мы, пушечное мясо?" Так их командир начал плохими словами угрожать и обзывать. Тогда, говорит, снимайте бронежилеты, оружие, идите в свою Россию, дойдете – молодцы, не дойдете – будете без вести пропавшими".