Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль "не видит" тренда в преследовании журналистов в России правоохранительными органами. За последние дни в России были задержаны бывший журналист и советник "Роскосмоса" Иван Сафронов, обыски прошли у главного редактора интернет-журнала "Холод" Таисии Бекбулатовой, до этого осудили журналистку Светлану Прокопьеву, также задержали вышедших в поддержку Сафронова журналистов.
"Нет, мы такого тренда не замечаем, не видим", – сказал Песков. Он предложил не "обобщать" случаи задержания и "исходить из конкретики".
"Мы ничего не думаем на этот счет, это вопрос к правоохранительным органам, а не к Кремлю", – сказал он.
Дмитрий Песков отдельно прокомментировал арест Сафронова, которого обвиняют в госизмене. Его коллеги и адвокаты требуют сделать процесс над журналистом открытым и настаивают на том, что доказательств его вины у спецслужб нет, и открытый процесс это продемонстрирует.
Песков в ответ на это заявил, что публикации журналистов в защиту Сафронова "основаны на эмоциях", а не на результатах работы контрразведки. По его словам, неправильно "ориентироваться" на мнения "отдельных журналистов при определении открытости судебного процесса и менять действующий закон, потому что он связан "с секретностью". Он считает, что это дело нужно оставить "на рассмотрение суда".
"Он освещал работу правительства, работал в президентском пуле, и действительно, мы все знаем его материалы, они отличались глубокой экспертизой. Но, к сожалению, такие обвинения озвучены. Мы знаем, что у наших контрразведчиков работы много, забот много и они свою работу выполняют очень качественно", – сказал пресс-секретарь Кремля.
Сафронова арестовали 7 июля, суд поместил его в СИЗО на два месяца. ФСБ подозревает его в госизмене – якобы Сафронов сотрудничал со спецслужбами Чехии и предоставил им в 2017 году данные о поставках оружия из России в страны Африки и информацию о деятельности Вооруженных сил РФ на Ближнем Востоке. Журналисту теперь грозит до 20 лет лишения свободы. Сафронов обвинения отрицает.
В тот же день обыск проходил у главного редактора интернет-журнала "Холод" Таисии Бекбулатовой, работавшей вместе с Сафроновым в "Коммерсанте". Вышедшие на одиночные пикеты солидарности коллеги Сафронова тоже были задержаны.
Накануне задержания Сафронова была осуждена по статье об оправдании терроризма псковская журналистка Светлана Прокопьева за колонку с мнением о теракте в здании ФСБ.
По данным исследования фонда "Справедливость для журналистов", по сравнению с 2017 годом в России на 67% увеличилось число атак на представителей прессы с использованием юридических и экономических механизмов (нападения, задержания на массовых акциях, возбуждение уголовных и административных дел). По словам авторов исследования, "Россия остается страной, в которой работа журналистом связана с повышенными рисками для жизни, здоровья и свободы". С 2017 по 2019 годы лишились жизни как минимум 15 российских работников СМИ, один человек бесследно исчез, а число физических нападений на журналистов увеличилось на четверть за последние три года.
При этом, по данным экспертов, основным источником атак на журналистов в России являются именно представители властей — на них приходится 68% всех нападений.
Посольство США в России считает, что преследование журналистов в стране похоже на кампанию против свободы прессы. В ответ российские коллеги написали на английском: "Занимайтесь своими делами" ("Mind your own business").