В Беларуси в течение нескольких дней шли облавы в поселках ромов. (Слово "ромы" люди ромской народности используют как самоназвание, в России, Беларуси и Центральной Азии их называют "цыганами", но это слово может иметь негативный оттенок – НВ).
Омоновцы, по рассказам самих жителей, вели себя очень грубо – врывались в дома, избивали мужчин. Почти сотне ромов пришлось провести по двое-трое суток в изоляторе временного содержания. Все это происходило якобы в рамках расследования дела о гибели сотрудника ГАИ, в причастности к которой подозревали ромов. Однако, как заявил министр внутренних дел, "просить извинения у цыганов" никто не собирается, несмотря на то, что основная версия гибели милиционера – самоубийство.
Облавы и задержания
16 мая в могилевских поселках Гребенево и Чапаевка задержали десятки представителей народности рома. Вооруженные омоновцы врывались в дома, избивали хозяев и увозили их в райотделы милиции.
Накануне стало известно о гибели сотрудника ГАИ: его нашли в лесу под Могилевом без брюк, в наручниках, с простреленной головой. Следственный комитет заявил, что в связи с происшествием ищут ромов на черной "Волге" с российским регистрационным номером. Неофициальные источники рассказывали (позже об этом сообщило и МВД), что инспектор якобы успел отправить сообщение в вайбер, в котором написал: "Срочно. Черная "Волга". Три цыгана. Регистрационный знак – русский".
Через несколько дней после похорон погибшего в СК заявили, что основная версия его смерти – самоубийство, а версия с черной "Волгой" неприоритетная.
За это время в регионе задержали около сотни ромов – и мужчин, и женщин, об этом говорят они сами. Женщин на следующее утро выпустили. Мужчин продержали в ИВС до 19 мая. Всем им инкриминировали мелкое хулиганство: "справляли нужду в неположенном месте". Будут ли их судить за это "правонарушение", неизвестно. Копии протокола на руки никому не дали.
Председатель общественного объединения "Белорусская диаспора цыган" Олег Козловский рассказал белорусской службе Радио Свобода, что милиция приходила к ромам во всех регионах Беларуси.
"Нацизм в мирное время"
Петр Леонидович, один из задержанных в Гребенево, рассказал Радыё Свабода, что во время облавы его хотели бить, но его жена успела сказать, что он инвалид I группы. В ИВС Петру Леонидовичу удалось получить разрешение на то, чтобы жена передала ему инсулин: у мужчины сахарный диабет. В итоге он провел в заключении семь часов.
Петр Леонидович сравнил пережитое с тем, что видел в фильмах о войне.
"Сейчас страшно за детей. Власть не должна была так поступать, так как должна предвидеть последствия. Теперь мы враги, и люди на нас злятся. Будет больше неприязни. Разве издеваются так над меньшинствами в европейском государстве?" – не понимает он.
Через три дня после облав в Гребенево умерла 67-летняя Лидия Юрченко. Омоновцы ворвались к ней вечером 16 мая. Кроме нее самой и четырех несовершеннолетних внуков, в доме никого не было. Женщина просила не пугать детей, но ей сказали "закрыть рот". Когда 13-летний внук пытался успокоить бабушку, омоновец приставил к его голове пистолет, рассказывают родные Лидии Юрченко. После того как сотрудники ОМОНа ушли, у женщины поднялось давление. А через три дня она умерла – причиной смерти стал оторвавшийся тромб. Родные уверены, что пожилая женщина не смогла пережить стресс.
На похороны Лидии Юрченко пришли многие жители Могилева – и не только ромы. Никто не понимал, что произошло: никогда раньше между представителями ромской народности и белорусами не было никаких недоразумений.
Утром 17 мая в Гомеле задержали руководителя учреждения по адаптации рома "Романо Дром" ("Цыганская дорога") Ольгу Нечаеву. Организация занимается социальной адаптацией ромов, их правовым просвещением, помогает в трудоустройстве, сохраняет и развивает культурные традиции.
В дверь постучали – и Ольга открыла. "Меня втиснули в стену и ворвались в квартиру. Трое в милицейской форме. Никто не представился, ничего не объясняли. Пошли по квартире, хамили, угрожали. Начали опрашивать 15-летнюю дочь – без моего разрешения. Спрашивали ее вес, рост. У мужа – кличку. Это что вообще такое? Нам запрещали говорить на родном языке", – вспоминает женщина события того дня.
Когда Ольга позвонила по телефону 102, чтобы пожаловаться на вторжение неизвестных, которые не представились и не объяснили причину визита, ей ответили: "Вам достаточно, что люди в милицейской форме".
После угроз ее забрали в Центральный РОВД – для "беседы". Требовали сдать отпечатки пальцев, а затем затем заявили, что ее телефон украденный.
После "беседы" в милиции Ольга Нечаева написала в прокуратуру заявление с просьбой провести проверку законности действий сотрудников РОВД.
"Мои деды воевали против нацистов. А как назвать эти действия милиции? Нацизм в мирное время?" – возмущается Ольга Нечаева.
80% сталкивались с дискриминацией
О дискриминации со стороны милиции говорят ромы во всех регионах Беларуси.
На прошлой неделе общественная инициатива Romaintegration представила доклад "Социально-экономическое состояние цыганского населения Беларуси" (документ подготовлен совместно с литовским Центром экспертиз в области равных прав). В ходе мониторинга опросили 814 человек из всех областей Беларуси.
Согласно исследованию, "80% респондентов сталкивались с этническим профилированием в виде задержаний, многократной дактилоскопической регистрации, конфискации транспортных средств".
В Министерстве внутренних дел массовые задержания ромов опровергли. Но министр Шуневич подтвердил, что во время расследования сотрудники милиции проверяли версию о причастности ромов к гибели сотрудника ГАИ.
"У министра нет причины просить прощения перед цыганами"
Именно с приходом на должность министра МВД Игоря Шуневича отношение к ромам в Беларуси изменилось в худшую сторону, считает председатель "Белорусской диаспоры цыган" Олег Козловский. По его словам, облавы на районы, где живут ромы, проходят регулярно, минимум раз в год – массово во всех областях. К представителям ромской народности приходят после всех громких преступлений. Давление, по наблюдениям Козловского, усилилось за последние 5-6 лет.
"Похоже на то, что было в Германии в 1930-е годы, когда преследовали евреев и цыган. Я – руководитель цыганской диаспоры и говорю это на высоком уровне", – сказал Козловский белорусской службе Радио Свобода. "При прошлом министре внутренних дел такого не было, – утверждает он. – Было, но более мягко. Все изменилось с приходом министра Шуневича".
23 мая, комментируя ситуацию с облавами на ромов в стране, министр внутренних дел заявил, что оценивает действия своих сотрудников как "абсолютно обоснованные и соответствующие обстоятельствам". "У министра нет ни причины, ни оснований просить извинения у цыганов", – добавил Шуневич.
Министр внутренних дел Шуневич известен тем, что надевает форму сотрудника НКВД на 9 Мая, нетерпим к сексуальным меньшинствам и открыто говорит, что однополые отношения "нарушают нормы морали".
В ноябре 2018 года по его инициативе милиция заставила подростка извиниться перед памятником городовому в форме полицейского дореволюционной эпохи, который стоит у здания МВД. Парень, пробегая мимо, ударил скульптуру по лицу. Шуневич позже заявил, что сам был инициатором того, чтобы снять извинения "нарушителя" перед памятником на видео и опубликовать его на сайте МВД.
23 мая вечером стало известно, что перед могилевскими ромами извинилась глава Администрации президента Беларуси Наталья Кочанова – за некорректное поведение милиции во время расследования дела о гибели сотрудника ГАИ. "Президент услышал обращения и направил своего представителя для обстоятельного разговора", – сообщает государственное информагентство Белта.