Мобилизованные осенью из Якутии, Алтайского края, Омской, Иркутской области, Ханты-Мансийского округа жалуются, что больше десяти месяцев находятся в зоне боевых действий без отпуска. Часто по несколько недель подряд – на передовой линии фронта. При этом президент РФ Владимир Путин в одном из посланий Федеральному собранию заявлял, что любому военному отпуск положен каждые полгода.
Как рассказали Сибирь.Реалиям жены мобилизованных, только с помощью взяток военным удается добиться, чтобы командир принял их рапорт об отпуске. Суммы, по словам собеседниц проекта, достигают 250 тысяч рублей.
"Говоришь о проблеме в армии – "дискредитация"
На отказы в отпусках военные и их родные регулярно жалуются с конца прошлого года. Недавно видеообращение по этому поводу записали жены и матери военнослужащих войсковой части № 71289, находящихся сейчас под Клещеевкой – села в 6 километрах к юго-западу от Бахмута.
"Мы, женщины Республики Якутия Алданского района поселка Нижний Куранах, обращаемся к вам с призывом проверить законность приказов командования, – говорит одна из родственниц военных на записи. – Просим предоставить информацию о предоставлении отпусков и порядке ротации военнослужащих. И проверить действия командного состава 83 ДШБ [десантно-штурмовой бригады] 71289 войсковой части".
В видео родственницы военных отдельно отметили, что к решению записать обращение их "никто не подговаривал".
Говоришь о проблеме в армии – "дискредитация". Говоришь "нашим мобилизованным нужна помощь" – распространяешь фейк
Жены и матери мобилизованных из Нижнего Куранаха сразу после записи встретились с главой поселка Александром Усенко, обратившись к нему за помощью. Они пожаловались на то, что мобилизованных не отпускают в отпуск больше 8 месяцев и не проводят ротацию. Однако единственное, чем смог "помочь" им Усеенко, – это предупреждение об ответственности за "несогласованную акцию". Тогда женщины добились встречи с бывшей главой Якутска, а ныне депутатом Госдумы Сарданой Авксентьевой.
"Говоришь о проблеме в армии – "дискредитация". Говоришь: "Нашим мобилизованным нужна помощь" – распространяешь фейк, – написала позже Авксентьева. – Вижу, как тяжело женам и матерям мобилизованных из Якутии смотреть видео, где рассказывается о потерях среди наших ребят. Как мать и жена я их понимаю. Глава Нижнего Куранаха тоже провел с ними встречу, но вместо помощи предупредил их об ответственности за несогласованные митинги. Я попросила сообщать мне, если на женщин и дальше будут давить. Это недопустимо... Власти говорят, что проблема решена, но у жен военных другая информация".
Авксентьева пообещала обратиться в Минобороны с запросом о ротации мобилизованных, проходящих службу в десантно-штурмовой бригаде 83, предоставлении им отпусков и проверке действий командного состава 83 ДШБ.
В ответ глава поселка Усенко в своем телеграм-канале заявил, что работает, "пока некоторые политики пиарятся", и похвастался тем, что починил забор матери одного из мобилизованных (правда, не сам) и убрал с ее участка строительный мусор.
"Сын там 10 месяцев, из них восемь – под огнем"
О том, что военнослужащим не дают отпуск, еще в мае заявляли мобилизованные из Алтайского края, Омской области и Ханты-Мансийского округа. В июне мать одного из них рассказала редакции Сибирь.Реалий о том, что командиры предлагают мобилизованным уйти в отпуск "за деньги".
Сына как в конце сентября забрали, так мы и не виделись
"Мой сын уже 8 месяцев в этой зоне "СВО", без отдыха, без смены. Его как в конце сентября забрали, так мы и не виделись. В декабре он после учебки оказался уже в Украине, и, как говорит, с прифронтовой полосы их полк "не вылазит", – говорит Ирина, мать мобилизованного из полка № 1439.
Весной жены и матери мобилизованных из Иркутской области записали видеообращение к Путину, сообщив о том, что полк № 1439 "практически уничтожен" из-за того, что командование отправляет мобилизованных без прикрытия и поддержки на укрепрайон в Авдеевке, "как пушечное мясо".
Ирина говорит, что о незаконном удержании сына на фронте заявляла в военную прокуратуру, но бесполезно.
Сын не то чтобы устал – последний раз по видео я его не узнала, он постарел, выглядит старше меня, своей матери! Еле языком ворочал
"Еще в апреле писали жалобы: и в прокуратуру, и в Минобороны, и в военкомат ходила. Спрашиваю: что это такое, президент же в феврале в прямом эфире сказал – полгода максимум! Ответа так и нет. А сын там 10 с лишним месяцев, из них восемь – прям под огнем. Он не то чтобы устал – последний раз по видео я его не узнала, он постарел, выглядит старше меня, своей матери! Еле языком ворочал. Его вернули из госпиталя после ранения под Авдеевкой, он свои десять дней там даже не отбыл. Это что такое?! Некому воевать, что ли?! – говорит Ирина. – В отпуска, по его словам, уходят одни и те же – кто-то уже дважды побывал, мой – ни разу. Почему так? Коррупция даже в армии?"
"У нас не 100 тысяч, а 200 берут"
Мужа другой Ирины, из Владивостока, мобилизовали 23 сентября.
"Второго октября он уже был в Украине. И сначала ему назначили отпуск в 30 дней, но потом Путин выступил в феврале и заявил об обязательном отпуске в 14 дней. После этого весь график увольнительных сразу перепрошили, – говорит Ирина. – Отпуск ему нарисовали с 1 сентября, уже на полмесяца. Остальные 14 дней – "военные простят", так сказали. В отпуска сейчас ездят приближенные к командирам и заглядывающие им в одно место. Блат и деньги решают. У нас ни того, ни другого".
Ирина утверждает, что командование "берет по 100 тысяч рублей за то, чтобы отпустить в отпуск". Эти слова подтверждают и другие собеседники Сибирь.Реалии. В частности, жена мобилизованного Анастасия Г. из Иркутска.
"У нас не 100 тысяч, а 200 берут [за возможность в отпуск сходить]. Муж заплатил две свои зарплаты и в мае был дома две недели. Хотя уходил в сентябре, в учебке сидел до декабря, по логике в мае так и так должны были дать. Но просто так не дают [в отпуск уйти], – говорит Анастасия. – Как я поняла, чтобы ему дали место "завхоза" (ее муж принимает и перераспределяет военную технику в так называемой "ДНР") и подальше от фронта, Роман тоже заплатил. Сколько, не сказал, просто объяснил, что "удалось договориться, не бесплатно". Про сумму взятки я сама догадалась, потому что два месяца он не переводил нам с сыном ни рубля. Слава богу, я работаю, можем себе позволить. Какие-нибудь декретницы в деревне – вот откуда он возьмет деньги, если половину и так тратит на войну? Где бензин купить, где на генератор скинуться – 100 тысяч в лучшем случае оставалось".
Командиры требуют у солдат по 100 тысяч рублей за то, чтобы хотя бы не отправляли их на "передок"
По словам собеседницы Сибирь.Реалий, в августе ее мужа обещали отпустить во второй отпуск, а после сразу комиссовать.
"У него вроде нормальные командиры, не должны обмануть. А то от других жен слышала – и деньги взяли, и мужа не отпустили. Всякие там. Одна говорит, что командиры также требуют у солдат по 100 тысяч рублей за то, чтобы хотя бы не отправляли их на "передок". Но точно не знаю – мой не там, где могут отправить", – говорит Анастасия.
Телеграм-канал "Мобилизация" приводит слова Татьяны, одной из своих читательниц из Иркутска, она подтверждает, что за разрешение сходить в отпуск надо платить – как и за то, чтобы откупиться от отправки на передовую.
От их полка осталось чуть больше половины. За четыре месяца выкосили
Ее сын Василий был мобилизован в сентябре 2022 года, с тех пор его ни разу не отпускали в отпуск, утверждает Татьяна. "Я с ним поддерживаю связь, он говорит, что устал очень морально, писала в военную прокуратуру еще в апреле. Ответа нет до сих пор, – рассказала Татьяна [жалоба в военную прокуратуру есть в распоряжении редакции]. – Недавно я узнала: чтобы сходить в отпуск, командование берет деньги – 100 тысяч рублей". По словам Татьяны, командиры также просят 100 тысяч рублей за то, чтобы не ходить на передовую", – пишет "Мобилизация".
"Моего мужа мобилизовали в ноябре 2022 года. Сначала служил в теробороне, в марте его полк направили в "ДНР", оказался прямо на первой линии, – говорит Юлия Олейник из Белгорода. – Сейчас от их полка осталось чуть больше половины. За четыре месяца выкосили. Потом полк расформировали, и сейчас он даже не понимает, к кому полку прикреплен, даже командира нет. А с отпуском вообще неизвестно – на все вопросы: "Ждите". А чего ждать? Когда мобилизовали, особо не ждали: повестка – и на следующий день увезли".
"Юридической силы его слова не имеют"
При оглашении послания Федеральному собранию в феврале 2023 года президент РФ Владимир Путин объявил о введении отпусков "для участников специальной военной операции" через каждые полгода службы. "Продолжительность отпусков составит 14 дней, не считая времени на проезд домой и обратно. Точный порядок предоставления и оплаты отпусков пока не утвержден", – заявил он.
Военный юрист Александр Семенов отмечает, что в послании Путина от 21 февраля 2023 года предложение о введении отпусков для участников "СВО" было только озвучено.
"Юридической силы его слова не имеют, – говорит юрист. Это решение должно быть утверждено нормативным актом. Когда и как его примут – пока неизвестно".
Полностью материал опубликован на сайте проекта Сибирь.Реалии