Село Серебрянка Донецкой области остается эпицентром тяжелых боев уже полтора года. Рядом – оккупированная часть Луганской области. За это время Серебрянку почти сровняли с землей.
"Кума моего убило, он дрова рубил", – рассказывают местные.
Это было месяц назад. А недавно сюда опять прилетело: "Все мы сплотились. И мы верим в Вооруженные силы Украины".
Сергей был здесь во время прилета. Он успел заскочить в подвал, там нынче и живет. Сергей долго жил и работал в России. Много из того, что сгорело в доме от российского снаряда, куплено именно в Москве и Питере. В начале полномасштабной войны Сергей увез жену, а сам вернулся. И теперь он один из 33 жителей, которые отказались покинуть раньше большое, а теперь разбитое фронтовое село.
"Мне стыдно перед женой. Жену я отправил под Полтаву. Библиотеку тоже жалко, библиотека капитальная была. Ко мне все село ходило, читало книги. Я всегда покупал книги", – говорит он.
Серебрянка, где живет Сергей, находится между оккупированной частью Луганской и подконтрольной Украине частью Донецкой области. Когда говорят о боях на условной линии Сватово – Кременная, то в том числе речь и об этом селе. Российская армия несколько раз безуспешно пыталась форсировать местную речку и зайти в Серебрянку.
"Летает вот эта жужжалка. Мы тоже прячемся. Вчера летала, все дома просматривала", – рассказывает Светлана о квадрокоптере российской армии. Они летают беспрерывно. Женщина тоже одна из тех 33, которые остались в селе.
Еще один Сергей – участник волонтерской организации. Он себя называет "проводником". Он тренер по альпинизму в Краматорске. Но все местные дороги и дорожки знает наизусть. Именно поэтому к нему обращаются волонтеры со всей Украины.
"Каждый сейчас что-то делает. Кто-то воюет на фронте. Военные проливают кровь. Я тоже должен определенную работу делать", – говорит он.
Сегодня он везет провиант в Серебрянку, волонтерскую помощь из Запорожья. Здесь нет магазинов, света, газа. Сергей знает каждого из 33 здесь живущих. Времени на раздачу гуманитарки немного.
Волонтерскую помощь отдают Светлане, Сергею и остальным жителям села. После этого прощаются до следующей недели. Зная местных, проводник Сергей уверяет, что это неправда, что весь Донбасс пророссийский.
"Военные, с которыми езжу, их не понимают. Они говорят, что они ждуны и сепаратисты. Но они, самое главное, граждане Украины. Вроде за Украину, но просто ждут у моря погоды. Они инертны, они – за кого примкнут. Но это позиция у людей", – говорит Сергей.
"Нам часто закидывают: "Вы не выезжаете, вы там ждете этих россиян". Зачем оно нам надо? Мы жили здесь и живем потихоньку", – говорит он.
На вопрос "Что вам нужно больше всего?" местные отвечают: "Мир".
– Держимся. Ждем победы.
– Когда будет победа, как вы думаете?
– Ой, когда дадут нам вот эти самолеты F-16.