Несмотря на риск оказаться на фронте, спрос на гражданство России остается высоким среди жителей стран Центральной Азии. Многие мигранты стремятся стать россиянами даже сейчас, после года полномасштабной войны, развязанной РФ в Украине. По их словам, так им будет легче жить и работать в России. Журналисты проекта "Мигрант Медиа" поговорили с двумя кыргызстанцами, которые вот-вот должны получить российское гражданство.
Среди мигрантов, которые не видят другого способа заработать на жизнь, кроме как в России, – кыргызстанец Ажикул, нейрохирург по специальности. В Бишкеке его не устроила маленькая зарплата, и несколько лет назад Ажикул переехал в Москву. Чтобы еще больше зарабатывать, в России он решил переквалифицироваться в пластического хирурга. А заодно подал документы на оформление российского гражданства.
"Вероятность того, что я окажусь на войне, мала, – рассуждает Ажикул. – Потому что я здесь учусь, я студент. Как вы знаете, военкоматы не трогают студентов. Поэтому я еще полтора-два года могу спокойно ходить, не бояться, что меня заберут на войну. Я уже два года думаю о российском гражданстве. Если армия России в таком состоянии и она нуждается именно во мне и хочет отправить на войну, что делать, выхода нет, придется".
Россиянином хочет стать еще один врач из Кыргызстана по имени Самат. Чтобы быстрее получить гражданство, он несколько месяцев назад подал документы в местный военкомат. Говорит, попросился в ряды военврачей, чтобы не убивать, а спасать людей:
"Там большой спектр документов собираешь, медкомиссию проходишь, физподготовку проходишь, психиатра – он будет выявлять, допустим, есть ли у меня какие-то террористические мышления. Потом говорят ждать. Я вот четыре месяца жду. Если меня в армию возьмут, в течение пяти календарных дней мне дадут гражданство".
И Самат, и Ажикул рассчитывают, что с российским паспортом им легче будет жить и работать. Не придется каждый раз бегать оформлять регистрацию и проблем с трудоустройством, говорят, не будет. Но стоит ли оно того? Эксперты отмечают, что риск быть убитым на войне, к сожалению, не пугает многих мигрантов.
"Уже знаем, что пару десятков тел прибыло [из зоны боевых действий] на родину. Поэтому никто не застрахован. Это жесточайшая война и очень многие гражданские лица погибают в этой войне с обеих сторон, к сожалению. Это величайший риск собственной жизни, и никакие деньги этого не стоят", – говорит Эрика Марат, профессор политологии Университета национальной безопасности в Вашингтоне
Тем не менее, согласно официальной статистике, число мигрантов из Центральной Азии, желающих стать россиянами, растет. В 2022 году гражданами России стали 174 тысячи таджикистанцев, 23 тысячи кыргызстанцев, 27 тысяч узбекистанцев.