Указы президента Владимира Путина о помиловании заключенных, участвующих в боевых действиях, засекречены, заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков, отвечая на вопрос BBC о том, на каких основаниях заключенные отправляются на войну.
Основатель "ЧВК Вагнера" Евгений Пригожин, вербуя заключенных, обещал им освобождение и помилование после полугода участия в войне. ФСИН, Генпрокуратура и Кремль ранее не объясняли, как именно государство оформляло отказ от претензий к заключенным. Член российского Совета по правам человека Ева Меркачева говорила, что заключенных освобождали до того, как вывезти из колоний, в рамках процедуры помилования президентом. Сама эта процедура была гостайной.
"Я не могу ничего говорить об указах. Вы знаете, что существуют указы открытые, существуют указы с грифом секретности, поэтому об указах я ничего не могу говорить, – сказал Песков. – Но я действительно могу подтвердить, что вся процедура помилования осуществляется в строгом соответствии с российским законодательством".
Песков не смог назвать число воюющих заключенных, которых помиловал президент закрытыми указами.
Россия уже несколько месяцев отправляет на войну с Украиной заключенных из российских колоний, в том числе осужденных за тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления: убийства, грабежи, изнасилования. Пригожин в начале января сообщил о помиловании первой группы заключенных, завершивших полугодовую службу по контракту. По его словам, с них сняты все судимости.
Журналисты издания "Агентство" и Русской службы BBC опознали среди помилованных воров-рецидивистов, наркоторговцев и убийц. Один из них, ветеринар Дмитрий Каравайчик, в июле 2019 года был осужден на 17 лет колонии строгого режима "за создание преступной группировки по производству и сбыту амфетамина". Еще один заключенный – неоднократно судимый, в том числе и за убийство, Анатолий Сальмин.
Правозащитники отмечают, что заключенный, не отбывший срок, может быть освобожден либо на основании указа президента о помиловании, либо по амнистии, объявленной Госдумой, либо по решению суда об условно-досрочном освобождении.