Глава предвыборного штаба Любови Соболь на выборах в Госдуму и продюсер ютуб-канала "Навальный LIVE" Ольга Ключникова обнаружила в своем айфоне "жучок". Это случилось после того, как 21 декабря ее и оператора Акима Керимова задержали у дома того самого Константина Кудрявцева, предполагаемого отравителя Навального, с которым политик поговорил по телефону. Тогда Ольгу обвинили в неповиновении полиции и арестовали на семь суток. Получив телефон обратно, Ключникова поняла, что его вскрывали.
Позже технический директор "Навальный LIVE" Даниэль Холодный вскрыл этот телефон и обнаружил устройство "явно не от компании Apple". Он утверждает, что на одной стороне устройства были SIM-карта и микрофон, на обратной стороне – GPS-трекер для отслеживания местоположения и микросхема для усиления радиосигнала.
Ольга Ключникова в эфире Настоящего Времени рассказала, что собирается писать заявление в Следственный комитет о незаконной слежке, а также сталкивалась ли с подобным ранее.
— Вы ожидали найти прослушку?
— Нет, конечно, не ждали, но, поскольку у моего коллеги Акима Керимова был изъят телефон за неделю до того, были подозрения, что что-то неладное. Но я думала, что обойдется тем, что изымут только его телефон.
— Вы глава предвыборного штаба Любови Соболь, одной из самых заметных соратниц Алексея Навального. Ранее вам приходилось сталкиваться с излишним вниманием правоохранительных органов лично к вам? Например, слежкой?
— Да, конечно. Приходилось сталкиваться на предыдущей избирательной кампании в Мосгордуму, когда "Новая газета" опубликовала информацию о том, что за квартирой, в которой я и мои коллеги жили на тот момент, была слежка. Было написано, сколько это стоило, гугл-документы и эксель-таблицы были опубликованы. И тогда мы об этом узнали. Это далеко не в первый раз. Следят за Любовью Соболь, мы постоянно видим этих людей. Так называемые пригожинские, постоянно ходили возле штаба, пытались пробиться в волонтеры, потом писали какие-то статьи. Да, это постоянно происходит.
— Думаете, перед выборами будет больше такого?
— Да, я уверена, что бюджеты у них вырастут, что количество людей, которые будут вовлечены в историю слежки за оппозицией, будет увеличено. И я уверена, что сейчас только начало.
— А вам самой не страшно?
— Нет, мне не страшно. Наоборот, когда все это происходит, ты как-то вдохновеннее оказываешься. И ты не думаешь о том, что тебе страшно. Ты просто решаешь встающие перед тобой проблемы, и только так.
Переживают больше люди, которые за этим всем следят, переживают за нас, следят в соцсетях, распространяют информацию. Эти люди больше переживают, чем мы сами, когда находимся в этой ситуации.
— Любовь Соболь в своем видео говорит, что прослушка незаконна. А вы вообще собираетесь писать заявление в правоохранительные органы?
— Да, я собираюсь писать заявление по 137, 138 статье УК РФ "О незаконной слежке". И сейчас, насколько мне известно, Дарья Беседина, депутат Мосгордумы, подала письмо о том, чтобы глава Следственного комитета Москвы расследовал это дело о незаконной слежке за мной и за моим штабом, за кандидатом.
— Как вообще проходит предвыборная кампания? Я понимаю, что она еще не началась по стране, но у вас уже проходит подготовительный процесс.
— Да, Любовь выпустила видео еще в октябре, когда она еще раз заявила о том, что выдвигается. И с тех пор у нас ведется активная кампания, работает небольшой штаб и много волонтеров к нам записывается. Сейчас у нас около двухсот активных волонтеров. При этом кандидатов в волонтерство тысяча или две тысячи. Мы пытаемся их обработать. При этом есть люди из разных регионов, они не могут помогать. Поэтому активных людей примерно двести.
И мы сейчас знакомимся с округом, мы общаемся с муниципальными депутатами, с активистами. Мы записываем контакты жителей округа. Знакомимся, говорим о кандидате. И прозваниваем знакомые уже нам с предыдущей кампании в Мосгордуму номера жителей округа, говорим о таком кандидате. Таким образом, мы просто информируем округ о кандидате Любови Соболь.
— Хотел бы вернуться снова к слежке. Сейчас считанные дни остаются до приезда Алексея Навального. В связи с этим не видите ли вы чего-то странного, не замечаете?
— Нет, пока нет. У меня сменился телефон, сменился номер. В этом плане ничего странного не вижу. Знаю, что за Любовью Соболь до сих пор ведется слежка, и она об этом пишет. Но за мной, за Акимом Керимовым, который был со мной задержан и отсидел семь суток, вроде бы ничего такого подозрительного не замечалось. Но посмотрим. Алексей недавно заявил о возвращении. Возможно, в ближайшие дни усилятся все силовые структуры, будут следить за нами.
— Сами к встрече Навального готовитесь?
— Да, это отличное событие. Я очень рада, что он возвращается. Это абсолютно точно правильное решение. Это его решение, но я считаю его правильным. Рада, что очень много людей собираются. В группе в фейсбуке много моих знакомых и пишут: "Ты пойдешь? Ты пойдешь?" И сами очень заряжены, классно.