Украинских фермеров на оккупированных РФ территориях принуждают работать на коллаборантов, платить налоги в российский бюджет, а часть урожая везти в аннексированный Крым. Тем, кто отказывается, угрожают физической расправой или заставляют сеять под дулами автоматов.
Теплицы Андрея Черного, владельца компании "Агрокоин", вместе с урожаем ранних огурцов и помидоров присвоили самопровозглашенные власти Энергодара на северо-западе Запорожской области. По словам Черного, сначала его пытались уговорить, но после отказа пришли с оружием люди Андрея Шевчика. Он возглавляет так называемый общественный совет самоорганизации города.
"Этот Шевчик пришел с группой автоматчиков. Ну и сказали руководству моего предприятия, что оно теперь принадлежит не Черному, а городу", – вспоминает предприниматель.
По словам Андрея Черного, добровольно сотрудничать с коллаборантами соглашаются не больше 15% аграриев региона. Чаще фермеров выгоняют в поле под дулами автоматов, заставляют работать, чтобы потом захватить собранный урожай.
"Приезжают люди, называют себя кадыровцами. Зерно, которое хранится в элеваторах, вывозят в Крым. Работникам, если они откажутся подчиняться, угрожают смертью", – объясняет заместитель главы Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.
У фермеров, которые успели покинуть регион до оккупации, массово угоняют сельскохозяйственную технику. По словам мэра Мелитополя Ивана Федорова, украденное увозят в аннексированный Крым и, как становится понятно по показаниям GPS-трекеров, в Чеченскую республику. По информации уполномоченной Верховной Рады по правам человека Людмилы Денисовой, российские военные грабят украинских фермеров на оккупированный территориях повсеместно.
На подконтрольных Киеву, но близких к зоне боевых действий полях украинским аграриям приходится работать в перерывах между обстрелами. В селе Малая Томачка на юге Запорожья к звукам взрывов привыкли уже даже коровы. Местные жители ночуют в погребах, а днем, несмотря ни на что, продолжают работать на поле и в огородах. "Не посадим картошки – будем без картошки. Не посадим лук – будем без лука. Не посеем люцерну – корове нечего будет жрать", – говорит фермер из Малой Томачки Василий Кущ.
В Запорожской области в поле работают в бронежилетах и касках. Как только начинаются обстрелы со стороны российских позиций, уезжают в безопасное место, позже возвращаются.
По подсчетам Всеукраинского аграрного совета, на юге Украины из-за войны необработанными в этом сезоне останутся около половины сельскохозяйственных площадей. Не хватает посевного материала, бензина, дизельного топлива. Судьба будущего урожая не ясна.
"У нас катастрофическая ситуация с тем, что не работают порты на экспорт. Это вопрос номер один на сегодняшний день", – добавляет Денис Марчук, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета.
Полноценно провести посевную невозможно не только на юге, но и на севере – в Черниговской области, на северо-востоке – в Сумской и Харьковской областях. Отступая, российские солдаты минируют поля.