В Казани полицейские ворвались в кризисный шелтер "Мамин дом" и забрали двух девушек из Дагестана, укрывавшихся в нем. Об этом сообщает "Новая газета", ссылаясь на главу благотворительного фонда "Благие дела" Алию Байназарову.
Обе девушки приехали в шелтер в ночь на 18 октября и заключили договор с правозащитниками. По словам Байназаровой, их принудительно выдали замуж. Вечером 18 октября в кризисный центр ворвались полицейские и увели девушек, рассказывает глава фонда.
"У нас в антикризисном центре не было администратора, и девочки находились в доме одни. В дом зашли люди в форме, забрали девочек, увезли в неизвестном направлении", – сказала Байназарова "Медиазоне".
В МВД по Татарстану "Новой газете" заявили, что "впервые слышат" о случившемся в шелтере. Позже в ведомстве сообщили РБК, что "проверили все отделы полиции, но никто этого не делал".
"Сами понимаете, форму кто угодно может надеть. Проводится проверка", – добавили в МВД.
Правозащитница Светлана Анохина рассказала "Новой газете", что у девушек была "вполне несчастливая жизнь": "полный запрет на какую-то свободу минимальную", "нельзя выходить из дома без разрешения мужа", также обеих "выдали замуж, потому что пора".
Анохина добавила, что после исчезновения из шелтера дагестанки связались с ней и попросили "не поднимать шумиху".
"Я ни секунду не верю в то, что эти заявления добровольны. Мы год общались с этими девочками, они год подтверждали свое желание обратиться за помощью", – подчеркнула она.
Правозащитница уверена, что девушек увезли сначала в отдел, а после передали родственникам из Казани, и вскоре их увезут обратно в Дагестан.
Похожая история произошла с Халимат Тарамовой, которая 4 июня сбежала из Грозного в Махачкалу, где находилась в убежище для женщин в кризисных ситуациях. Незадолго до этого девушка опубликовала видеообращение, в котором просила ее не разыскивать и объясняла, что бежит из Чечни от постоянных побоев в семье.
Халимат и ее девушка Анна Манылова укрылись в Махачкале, так как не могли покинуть Россию из-за коронавирусных ограничений. Вечером 10 июня в убежище для переживших насилие ворвались дагестанские и чеченские силовики, задержали нескольких человек, а Халимат передали родственникам. По данным правозащитников, Халимат Тарамова – дочь одного из приближенных главы Чечни Рамзана Кадырова, директора торгового центра "Гранд Парк" Аюба Тарамова.
В интервью Кавказ.Реалиям Тарамова рассказывала, что была насильно выдана замуж, просила развода, но родственники силой удерживали ее дома, били. Подруга Тарамовой Анна Манылова рассказывала Настоящему Времени, что девушка до побега полгода сидела взаперти.
Министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев, в свою очередь, обвинял в случившемся правозащитников, которые пытались помочь девушке выехать за пределы Кавказа. Позже чеченский телеканал "Грозный ТВ" выпустил 35-минутный специальный репортаж "о попытке похищения" Халимат Тарамовой. В интервью девушка говорит, что "не помнит", как оказалась в шелтере в Махачкале. По ее словам, она находится в кругу семьи, а ее права никак не нарушаются.
Анна Манылова рассказала "Медузе", что Халимат связалась с ней вскоре после выхода сюжета на ЧГТРК "Грозный". Она извинилась за то, что ей не хватило смелости публично сказать правду, и попросила Анну "постить" совместные фотографии и "делать все, чтобы о ней не забыли".
Утром 11 августа в телеграм-канале издания Baza появилось сообщение о том, что Халимат Тарамова якобы попыталась бежать во второй раз, но ее задержали на границе Чечни и Дагестана, отследив по камерам, и теперь она снова дома.
Пятого сентября в соцсетях появилось новое видеообращение Тарамовой.
"Я вынуждена снять видеоролик в связи с тем, что люди распространяют ложные слухи о том, что меня убили, меня держат в подвале, меня притесняют. Хочу довести до вашего сведения, что меня не убили, что я в порядке. Я в кругу своей семьи, родных и близких", – говорит она.