С 21 сентября, когда Владимир Путин объявил в России мобилизацию на войну с Украиной, тысячи российских мужчин бежали из страны. Среди них был и москвич Андрей, налоговый консультант в известной международной компании. Услышав новости, он не стал дожидаться повестки в военкомат, а самолетом быстро добрался до Самары. Там он сел в рейсовый автобус до Уральска, приграничного города в Казахстане.
"Одна рубашка, еще там мои вещи и две книги, просто чтобы скучно не было. Только самое важное", – показывает Андрей небольшой чемодан, с которым ему пришлось бежать из страны. По его словам, на основательные сборы времени у него уже не было. И как бы ему ни не хотелось оставлять Москву и привычную жизнь, ехать на войну ему хотелось еще меньше.
"Если бы какое-то другое государство напало на мою страну, я бы остался, не раздумывая. Но с моей точки зрения, та война, которая была развязана, – это преступная война, и я ее не поддерживаю, – твердо говорит он. – Мне бы не хотелось погибать, терять свою жизнь ради чьих-либо каких-то нездоровых амбиций. И тем более отнимать жизнь у других людей".
В обычные дни путь из Самары до Уральска занимает всего несколько часов. Но из-за столпотворения на российском пункте пропуска "Маштаково" для Андрея время в дороге растянулось на сутки.
"За период поездки, если не соврать, нам, наверное, раз двадцать перекрывали дорогу. Например, фура может позволить себе перекрыть дорогу, там маленькая проезжая часть, – рассказывает он. – В кювет мы не выедем, дальше не проедем. Соответственно, каждый раз нам приходилось искать какие-то пути, договариваться с каждым из этих дальнобойщиков, чтобы проехать дальше".
Пассажиров рейсовых автобусов, по словам Андрея, по дороге к границе также терроризировали спонтанно появившиеся на трассе группы крепких мужчин.
"Они ходили стайками. Подходили с битами, подходили с дубинками, останавливали автобус. Говорили: либо вы платите нам и дальше проезжаете. Или вы все выходите из автобуса, и мы вас тут... – показывает он жестом, как люди стреляют и прокалывают шины. – И поедете только тогда, когда мы вам скажем".
Совсем отчаявшиеся люди, по словам Андрея, бросали машины прямо на обочине трассы, в кювете, и шли к границе пешком.
Долго пришлось ждать и перехода на границе, без еды и воды, под дождем. Андрей рассказывает, что пока он ждал в очереди на погранпереходе, напряжение с каждым часом нарастало и выливалось в склоки и даже драки. По словам Андрея, российские полицейские, призванные следить за порядком, лишь усугубляли ситуацию.
"Гаишники там возят за большие-большие деньги людей без очереди, так как гаишников пропускают. За большие деньги они это делают. Как только эта ситуация выяснилась, на границе начался полный хаос, – рассказывает он. – Машины начали ехать абсолютно хаотично. То есть пробка превратилась...это была уже не пробка, люди ехали по степи, гнали по кюветам, как угодно".
Сейчас Андрей в Уральске приходит в себя: несмотря на нехватку в городе жилья, ему временно удалось поселиться в квартире, которую помогли арендовать земляки. Дальнейшие планы на жизнь он пока обдумывает, но говорит, что возвращаться домой, в Россию, пока точно не планирует.