Ссылки

Новость часа

"Все ринулись, чтобы ни за какие коврижки не продавать свою жизнь". О чем говорят россияне, бежавшие от мобилизации в Казахстан


О чем говорят россияне, бежавшие от мобилизации в Казахстан
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:11 0:00

Министерство внутренних дел Казахстана пока не может назвать точное число приехавших из России. Но число мигрантов неуклонно растет, на пограничных контрольных пунктах многокилометровые очереди. Несмотря на это, власти Казахстана не собираются ограничивать миграционный поток.

Центры обслуживания населения в казахстанских городах работают в авральном режиме из-за наплыва россиян – они стремятся получить индивидуальный идентификационный номер, который позволяет открыть счет в любом банке Казахстана и пользоваться другими государственными услугами. Уральский автоЦОН – центр обслуживания населения для автомобилистов – переделали для нужд россиян. С самого утра здесь выстраиваются огромные очереди, в них люди стоят часами, но они готовы ждать.

Максим – один из них. Он рассказывает о том, как пришлось выезжать: "Прошел слух даже не о всеобщей мобилизации, а о том, что границы закроют, и тогда уже никто не сможет уйти. И поэтому нас в меру ограничили по времени, все ринулись буквально кровью и потом, чтобы ни за какие коврижки не продавать свою жизнь".

Среди приезжих много людей непризывного возраста. Игорю 39. Он покинул родной Саратов несколько дней назад. По его словам, он открыто протестовал против войны в Украине и пытался убедить своих близких в бессмысленности этой агрессии. Отец Игоря – бывший военный, не разделяет взглядов сына. Полгода назад они перестали общаться, рассказывает Игорь. "Я проиграл эту войну, честно скажу. Я пытался заниматься каким-то там образованием, просвещением, говорить людям о том, что все эти аргументы, которые вот с самого начала нам говорят – про восемь лет, про нацистов... Господи, я в Харьков приезжал после 2014 года из Саратова, и я нигде не чувствовал себя так хорошо в Саратове, как я чувствую себя в Харькове".

В операционном зале тоже очереди. Работники центра добровольно отказались от обеденного перерыва.

Самарец Даниил Ивкин – один из тех, кого должны были мобилизовать: он подходит и по возрасту, и по роду своей деятельности. Но он выбрал другой путь и покинул Россию. Это решение, говорит молодой человек, далось ему тяжело, но он вынужден был оставить родной город и страну, которую любит.

"Я работаю с 18 лет спасателем, я работаю пожарным, я МЧС. Я спасаю жизни, а не забираю их. И когда я услышал про мобилизацию – я против войны, я буду называть вещи своими именами, я не хочу убивать, я не хочу быть убитым – я уехал", – говорит Даниил Ивкин.

О казахстанском гостеприимстве релоканты рассказывают знакомым, оставшимся в России. Чтобы хоть как-то отблагодарить местных жителей, российский экоактивист Алексей Сибирский объявил о проведении субботника в Уральске и призвал соотечественников присоединиться к этой акции. Сам Алексей не скрывает, что переехал, спасаясь от призыва. "Я не хочу идти сражаться за непонятные цели – я за мир во всем мире. То есть мы все можем договариваться. А если у кого-то не получается договариваться, пусть он сам идет и решает эту проблему один на один".

На призыв экоактивиста откликнулись больше полусотни россиян. Люди, которые покидали свою родину в спешке, нашли время, чтобы сделать приютивший их город немного чище. "Нас вписали в квартиру бесплатно вообще, хоть мы там и ввосьмером живем, на полу спим. Первый день вообще спали на полу в кинотеатре, – рассказывает Андрей. – Мне помогли. Почему бы мне не помочь, если время есть, все равно делать нечего. На несколько дней я здесь работу не найду. Может, сегодня-завтра я уже уеду в Астану".

Местные жители тоже активно участвовали в спонтанном субботнике. В считаные минуты небольшой участок на берегу реки стал гораздо чище. Но даже заготовленных мешков не хватило, чтобы поместить в них весь собранный мусор.

Миграционные службы не могут сказать, сколько россиян въехало на территорию Казахстана по состоянию на 29 сентября. Но в одном они убеждены: пока российская граница открыта, поток людей, въезжающих в Казахстан, не прекратится.

XS
SM
MD
LG