В Украине стремительно растет количество госпитализированных с коронавирусом, 98% из них не вакцинированы. В стране уровень вакцинации один из самых низких в Европе: двумя дозами вакцины в настоящий момент привиты только 12-13% населения.
Корреспондент Настоящего Времени рассказывает, почему украинцы не спешат прививаться и какие ограничения вводятся в стране.
"Люди без рецептов покупают большое количество препаратов в аптеке и не читают эти инструкции"
С чем связан такой низкий уровень вакцинации и что пытаются предпринять власти, в эфире Настоящего Времени рассказал Федор Лапий, врач-иммунолог, глава национальной технической группы экспертов по иммунопрофилактике.
– Проблем с доступностью вакцин в Украине уже давно нет, как я понимаю. С чем вы связываете столь низкий уровень вакцинации в стране?
– Это наша хроническая болезнь. И я не сильно верил в успех вакцинации, скажу честно. Но это не значило, что не нужно прикладывать усилия к тому, чтобы максимальное количество людей привить в Украине против COVID-19.
В Украине сейчас больше используется такой термин, как "академическое антивакцинаторство", когда очень многие профессора, заведующие кафедр, достаточно известные люди в Украине в академических медицинских кругах изначально немножко подрывали доверие к вакцинации и сейчас занимают позицию, понимая, что во многом они ошибались.
Но признать-то это нужно иметь мужество. Поэтому сейчас начинают выдумывать новые мифы о вакцинации, как то: после болезни не нужно прививать девять месяцев. Это нам, Украине, навязывают, потому что нужно использовать вакцину. Ну и, к сожалению, сейчас очень много случаев пошло повторных COVID-19, когда даже еще шесть месяцев не прошло. Пожинаем плоды того, что имеем.
– Почему, как вы говорите, интеллигенты, ученые, профессура придерживались такой позиции антивакцинаторской?
– Они начинают с того, что мы не против вакцинации, мы за разумную вакцинацию, за то, чтобы прививать после анализов, обследований, что больных прививать нельзя, а на беременных вообще даже смотреть, не то чтобы прививать, ни в коем случае нельзя. То же касается и людей с хронической патологией, а переболевших и вообще трогать не надо, так как у них уже есть очень хороший мощный иммунитет после болезни, ну и многое другое. Люди же не понимают этих всех нюансов и смотрят в их сторону [профессуры и т.д.], они достаточно популярны.
Есть еще один момент, я о нем буквально вспомнил за минуту до эфира: пару дней назад в городе Днепре СБУ взяло женщину, которая имела около пяти тысяч созданных ботов, которая финансировалась правительством Российской Федерации и распространяла всякие страхи о вакцинации. Есть официальное заявление Службы безопасности Украины, то есть аппаратура, съемная квартира.
– По поводу действий властей. Власть вроде как пытается призвать или как-то мотивировать вакцинироваться, некие небольшие бонусы для вакцинированных есть. Кафе, спортзалы и так далее могут работать, если вакцинировано 80% персонала и все посетители, по-моему, если я не ошибаюсь. Давайте будем честны, сертификаты в Украине можно купить. Я имею в виду сертификаты вакцинации.
– Есть случаи, я этого не отрицаю. И могу сказать, как мы на это реагируем. Сейчас вносится изменение в криминальный кодекс Украины, где кроме запрещения права на медицинскую практику – до двух лет лишения свободы. И я знаю, как член оперативного штаба, более 30 криминальных дел уже полицией заведено. Уже несколько туристических фирм, которые продавали поддельные сертификаты либо о вакцинации, либо о ПЦР-тестировании, вскрыты.
– Понятно, мошенников будут наказывать. А будут ли вводиться новые ограничения в отношении тех, кто не вакцинируется, или давать новые бонусы тем, кто вакцинируется?
– Пока что речь идет о бонусах для тех, кто вакцинируется. Но очень активно обсуждаются в обществе определенные санкции в отношении тех, кто не прививается. Это очень болезненная тема, потому что она вызовет социальный кризис, социальный с точки зрения коммуникации, политики могут этим воспользоваться. Я бы это оставлял на самое последнее место.
– Как вы лично считаете, не ограничивает ли это права людей, которые не хотят вакцинироваться?
– Нет, не ограничивает. Потому что это точно так же, как с правилами дорожного движения. Какое дело, если я сел пьяный за руль? Это же моя безопасность. А то, что я могу въехать в чей-то дом, забор, на остановку, где стоят люди, например, какая тут есть аналогия прямая?
Мы сейчас опережаем темпы аналогичного периода 2020 года по количеству смертей в сутки, по количеству больных, которые требуют госпитализации, по количеству новых случаев COVID-19. И приблизительно за 20 дней мы опередим пик, который был у нас весной 2021 года. Мы его опередим, в этом у меня нет сомнений абсолютно, эта осень будет намного тяжелее, чем самое тяжелое время в Украине в отношении COVID-19 в начале 2021 года.
Поэтому когда речь идет об аналогии въехать на остановку с людьми, если ты пьяный за рулем, не всем будет возможность попасть в больницу с тяжелым течением COVID-19, если все больницы забиты больными с COVID-19. Есть же и другие патологии, которые требуют госпитализации. Врачей явно уже не хватает.
– Но ваши оппоненты наверняка вам скажут, что это нарушает, если человек верит в то, что чип в него внедрят. Но не может же государство разубедить его, разуверить в этом.
– Нет, поэтому я вспоминаю – в сфере моих интересов вакцинация все-таки очень давно, – есть неоднократные выводы Европейского суда по правам человека в отношении того, что государство в национальных интересах (речь идет об интересах других граждан) может прибегать к принуждению, к давлению. Потому что если больницы переполнены, медицинского персонала не хватает, то ради того, чтобы государство могло существовать и оказывать всем посильную помощь, оно имеет право на такое давление.
– Но есть же и реальные опасения, что не до конца исследовано это, непонятно, что с теми случаями, какие побочки. Что вы в таком случае отвечаете?
– Я всегда тогда рекомендую посмотреть состав губной помады. Потому что когда речь идет о тяжелых металлах, я говорю: "Найдите мне инструкцию и состав губной помады". И люди, которые без рецептов покупают большое количество препаратов в аптеке, не совсем читают эти инструкции, даже не интересуются об исследовании этих препаратов, но готовы их употреблять.