Ссылки

Новость часа

Могут ли в других странах завести дела на белорусских силовиков. Рассказывает адвокат


Может ли Литва расследовать действия белорусских силовиков?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:09 0:00

Представитель штаба бывшего кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской адвокат Гедрюс Данелюс рассказал о перспективах дела Максима Хорошина

Генеральная прокуратура Литвы начала досудебное расследование по заявлению гражданина Беларуси, пожаловавшегося на избиение сотрудниками правоохранительных органов в Минске.

Совладелец минского цветочного магазина Максим Хорошин 13 октября был задержан силовиками и вскоре после задержания доставлен в больницу на скорой помощи с многочисленными травмами. Позже он уехал на лечение в Литву.

Это первый известный случай, когда действия белорусских силовиков по итогам митингов после президентских выборов 2020 года будут расследовать правоохранительные органы другой страны.

Генпрокуратура Литвы указала, что может быть применена универсальная юрисдикция – то есть уголовная ответственность применяется независимо от гражданства пострадавших и подозреваемых, места преступления и наличия наказания в законах той страны, в которой совершено преступление.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь назвала расследование вмешательством во внутренние дела страны со стороны Литвы.

О том, какие перспективы у этого расследования и когда можно ожидать каких-то результатов, Настоящее Время поговорило с представителем штаба бывшего кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской, адвокатом Гедрюсом Данелюсом.

— Объясните, что значит универсальная юрисдикция? Как правонарушения, совершенные в Беларуси, расследуются в Литве?

— Универсальная уголовная юрисдикция позволяет преследовать самые тяжкие преступления, которые сделаны не в стране, в которой производится само расследование, а в другой стране. Есть список преступлений, которые признаются универсальной уголовной юрисдикцией, – это геноцид, пытки, злоупотребление [обязанностями] должностным лицом и так далее. Это список самых таких преступлений, которые признаются во всем мире универсальной уголовной юрисдикцией, и литовский Уголовный кодекс предусматривает, что пытки тоже входят в этот список преступлений, [подпадающих под универсальную уголовную юрисдикцию].

— Генпрокурор Литвы Эвалдас Пашилис отметил, что досудебное расследование будет чрезвычайно сложным. В чем сложность и как в целом будет проходить это расследование?

— Я бы не сказал, что это очень сложно, потому что [когда] мы подали заявление, мы могли сказать, [какой] человек мог бы использовать силу против Максима Хорошина, потому что он был без маски, и мы думаем, что это господин Карпенков. С другой стороны, мы предоставим документы медицинского осмотра, которые устанавливают довольно тяжкие телесные повреждения.

Есть специфика тех расследований, где нет самого обвиняемого, но такие дела имеют свои практику. Я как адвокат практики вижу, что говорит судебная перспектива, потому что и судебное расследование тоже может пройти без участия обвиняемого на процессе.

— Сколько времени может занять расследование? И реально ли в этом случае наказать обвиняемого, который станет виновным?

— Я не могу предположить. Я думаю, что расследование может расшириться, потому что я тоже имею данные, что потерпевший мог быть не один, может, их будет два или еще больше. Насчет санкций как таковых, Республика Беларусь признает или не признает эту санкцию, потому что преступления универсальной юрисдикции государства должны признать эти санкции как таковые. Но если Беларусь не признает, я думаю, что другие страны могут признать эту санкцию. И если обвиняемый человек появится где-то не на территории Беларуси, он может иметь последствия в других странах.

— Вы говорите, что дело может быть расширено другими делами. Есть какие-то подробности, и можно ли говорить, что расследование будет только в Литве? Возможно, расследование будет и в других странах, будет подано заявление?

— Я думаю, что будет заявление и в других странах. Конечно, это заявление будет насчет других потерпевших, потому что в Литве в практическом плане очень [положительная] ситуация, потому что потерпевший сейчас находится в Литве, он имеет процессуальную возможность уточнить свое заявление, он имеет процессуальную возможность присутствовать на процессуальных действиях, где он может опознать людей, которые пытали его. И в других странах тоже есть другие потерпевшие, конечно, их места [преступлений] были в других городах – не в Минске, – [тогда как преступление над] Максимом Хорошиным [произошло] в Минске.

XS
SM
MD
LG