По всей России 9 мая проходили задержания участников акции "Бессмертный полк", которые выходили с антивоенными плакатами. В Петербурге задержали мужчину за плакат с фотографией узника нацистских лагерей Бориса Романенко: он недавно погиб в Харькове под обстрелом. В Москве задержали девушку, которая написала под фотографией родственника-ветерана ВОВ "Он воевал ради мира". В Королеве – за плакат "Он не хотел повторить". В Новосибирске 9 мая полиция задержала местного жителя Владимира Салтевского во время традиционного шествия "Бессмертный полк": он шел с антивоенным плакатом "Мне стыдно за вас, внуки. Мы воевали за мир, вы выбрали войну". На фото, которые предоставил задержанный, есть еще один плакат с надписью: "Победили тот фашизм, победим и этот".
По данным адвоката, Салтевскому собирались вменить новую статью об отождествлении действий руководства СССР с действиями нацистской Германии: она недавно появилась в Уголовном кодексе России. Но в итоге на жителя Новосибирска составили протокол по административной статье – о "дискредитации" российской армии.
В интервью Настоящему Времени Владимир Салтевский заявил, что "невозможно смотреть без стыда на то, как "Бессмертный полк", который был задуман как дань памяти павшим, переродился в кремлевскую агитку", но после того, что он сделал, ему "будет не стыдно посмотреть своим детям в глаза".
– Почему вы вышли именно с плакатом про стыд?
– Здесь есть два аспекта. Во-первых, то, что "Бессмертный полк" был задуман его основоположниками из Томска именно как дань памяти павшим и некие слова благодарности тем, кто выжил. Сегодня это все переродилось в агитку абсолютно кремлевскую. И смотреть на это, конечно, без стыда невозможно. Люди выходят с символикой Z, которая не имеет никакого отношения ко Дню Победы.
Второй аспект заключается в том, что все эти годы власть в России неустанно повторяла одну простую истину: "Никогда больше", "Лишь бы не было войны". Но в итоге мы видим, что вот эти мантры, которыми власть через пропаганду напичкивала общество, оказались абсолютной пустышкой, которая ничего не значит. Я абсолютно уверен, что наши отцы, деды, прадеды воевали для того, чтобы сегодня был мир на всей территории бывшего Советского Союза – что в России, что в Украине, что в Беларуси, где страны совокупно потеряли во время Второй мировой войны более 27 млн человек погибшими.
– Вы понимали, что ваша акция может иметь последствия?
– Сегодня в России в принципе такая ситуация, что достаточно выйти на улицу в носках желто-синего цвета, чтобы быть задержанным. Сегодня задерживают людей за слоган "Миру – мир!", за символ пацифизма. Всего можно было ожидать.
– Что именно вам предъявляют?
– Если я правильно помню, изначально в протоколе доставления было сказано про сравнение режимов в России и фашистской Германии. Я так понимаю, что первое, что увидели люди, которые меня задерживали, – это символ свастики, и решили, что речь идет о сравнении. Потом уже в отделе полиции статья была переквалифицирована на "дискредитацию вооруженных сил". Это та самая "резиновая" статья, по которой сегодня арестовывают всех несогласных.
– Сколько вы смогли простоять, пройти со своим плакатом и как вас задержали?
– Это было достаточно недолго, может быть, несколько минут. Откуда-то сзади возникли сторонники вот этой новой свастики: они втроем выволокли меня из центра колонны и силком притащили к ограждению, где стояли полицейские, и попросили полицию применить ко мне меры воздействия.
– То есть вас задержали даже не полицейские, а какие-то активисты?
– Полиция стояла по периметру шествия "Бессмертного полка", а я со своим плакатом был в центре толпы. Вряд ли полиция самостоятельно увидела бы его с расстояния 7-10 метров.
– Чем для вас являются нынешние, 2022 года, празднования Дня Победы в России?
– Для меня это всегда был день памяти, день скорби. Как поется в известной песне: "Это праздник со слезами на глазах". Вот именно так я его всегда и воспринимал. То есть это отнюдь не какая-то бравада в стиле "можем повторить". Повторить что? 27 миллионов погибших? Это очень странное желание, в моем понимании. А власть в России сегодня говорит именно об этом: "Можем повторить". Десятки тысяч людей сегодня гибнут на территории соседней страны. Для чего? Ради каких целей? Мне абсолютно это не ясно! И я выхожу, потому что я с этим не согласен!
А сам праздник для меня всегда имел один и тот же смысл. Люди, которые действительно воевали, которые прошли эту страшную войну, никогда не рассказывали о ней своим детям, внукам. Они просто в этот день пускали скупую слезу, встречались с однополчанами – и именно таким образом отмечали этот день.
– Но вы понимаете, что сегодня последствия такого "несогласия" для вас могут быть очень серьезными?
– Да, последствия могут быть другими, чем раньше. Но почему я выхожу? Я выхожу прежде всего за себя! Потому что если мои дети спросят: "Что ты сделал, папа, когда была вот такая ситуация, когда наша страна напала на соседнюю, некогда дружественную и братскую, о чем нам пропаганда каждый год вещала? И что ты сделал?" Я понимаю, что в одиночку не могу изменить ситуацию в стране. Но мне, по крайней мере, не будет стыдно за то, что я промолчал в этот момент! Я активно высказал свою позицию. И мне просто будет не стыдно посмотреть своим детям в глаза.