Петербуржская художница Саша Скочиленко заменила ценники в супермаркете на листовки с информацией об обстреле драмтеатра в Мариуполе, где погибли почти 300 человек. За это ее в России обвиняют в распространении "фейков" об армии РФ, ей грозит до 10 лет тюрьмы. В середине апреля художница была отправлена под арест до июня решением Василеостровского суда Петербурга – хотя за нее были готовы поручиться депутаты заксобрания Петербурга Борис Вишневский и Михаил Амосов, а также политик Лев Шлосберг и муниципальный депутат Сергей Трошин.
Друзья Скочиленко рассказали Настоящему Времени, кто она такая и почему она просто не могла остаться в стороне от войны в Украине.
"Наверное, Саша – удобная жертва для следователей. С одной стороны, она – человек известный, но немножко. Не звезда, которую все знают, а человек, про которого будут говорить", – говорит Арсений, друг Скочиленко.
Скочиленко получила довольно широкую известность в интернете восемь лет назад, когда вышла ее "Книга о депрессии", комикс, в котором Саша описала свою историю борьбы с депрессивными эпизодами и биполярным аффективным расстройством. Художница сама прошла через депрессию и решила поделиться с читателями своим опытом. Книга стала прорывом, потому что о ментальных расстройствах в России на тот момент говорили крайне мало.
"Она издала свою книжку о биполярном расстройстве и о депрессии. Это комиксы, которые можно понять абсолютно любому: твоей маме, твоей бабушке: всем можешь объяснить, что с тобой происходит или с их близкими, – рассказывает подруга Скочиленко по имени Соня. – И она перевела эту книжку на английский, украинский, испанский. Тогда у нее появилось очень много друзей из Украины".
"Ей интересно заниматься музыкой – она занимается музыкой. Ей интересно рисовать книжку, прожив депрессию, поделившись тем, что она поняла для себя, с другими людьми, у которых та же проблема, – она ее рисует, – говорит еще один друг художницы по имени Кирилл. – И оказывается, это вызывает отклик у сотен тысяч людей. Ее книжка о депрессии – это правда был суперхит в интернете, и потом она стала бестселлером в магазинах".
"Книга о депрессии – действительно, мне кажется, очень важный вклад Сашин в гуманистические ценности русского общества и не только. Ее перевели на испанский язык, и я знаю, что она очень дорога многим, – подчеркивает подруга Скочиленко Анастасия. – Я помню, как она поделилась со мной тем, что с ней связались люди, которые хотят перевести книгу на украинский язык, и как она была этому рада. Для нас это важно – чтобы книга распространялась в разных культурах".
Со многими своими друзьями Скочиленко познакомилась еще в школе – на телепроекте "Игра ума". Программа, в которой принимали участие одаренные школьники, раньше выходила на петербургском телевидении.
"Я была подростком-старшеклассницей, Саша тоже была старшеклассницей. Я училась в академической гимназии, Саша училась тогда в 27-й школе, – рассказывает Соня. – Мы участвовали обе в проекте "Игра ума", который выходил на 5-м петербургском канале, который потом прикрыли, это были дебаты подростков. Около 500 человек прошли через этот опыт, многие из нас до сих пор поддерживают связь друг с другом”.
"Мы как играли за разные команды с Сашей, тогда и познакомились. Там была такая большая хорошая тусовка", – вспоминает Арсений.
"Саша играла за 11-ю гимназию, я играл за лицей, там мы и познакомились, как и со многими другими хорошими людьми, с которыми до сих пор дружим, – рассказывает Кирилл. – Потом мы начали делать первое, еще студенческое издание, которое мы делали до "Бумаги". Я периодически смеюсь на тему того, что мы делали – было сильно похоже на DOXA, только нас никто не посадил".
Друзья рассказывают, что Скочиленко еще до войны принимала участие в некоторых протестных акциях, например отстаивала интересы сексуальных меньшинств. На большинстве мероприятий она была с камерой, так как профессионально снимала и сотрудничала с несколькими независимыми СМИ.
"Мне кажется, для Саши, наверное, главных активистских направлений было два: это, во-первых, психогласность и, во-вторых, поддержка ЛГБТ-людей. Потому что Саша сама открытая бисексуалка, – рассказывает Кирилл. – И когда в отношении ЛГБТ-людей в России начали сгущаться тучи, их начали бить во время различных шествий и так далее, Саша все это снимала и участвовала в этом уже как активистка".
Когда "Книга о депрессии" издавалась в Украине, Саша отказалась от печатных букв и перерисовала весь комикс вручную на украинском языке. А в 2020 году она ездила в украинский лагерь, где в качестве волонтера обучала детей операторскому искусству. Друзья Саши говорят, что остаться в стороне после начала войны она не могла.
"Я просто знаю, что ей это небезразлично. Да, ей небезразлично, поэтому она поможет, что-то сделает, в меру своих сил. Я просто о чем говорю: не о том, что смысл жизни – борьба с системой на разных фронтах. Фемповестке, ЛГБТ, либеральной, военной, какой угодно, честных выборах. Нет, это просто здоровая, нормальная реакция человека", – объясняет взгляды Скочиленко Арсений.
Скочиленко не только рисовала, но и записывала песни, устраивала концерты. Последний из них – антивоенный – она успела собрать 9 апреля, всего за два дня до задержания.
"Конечно, все знают ее книжку о депрессии: она известная, печаталась и в интернете широко расходилась. Но лично мне очень нравятся ее песни. Она пишет очень здоровские песни, хорошую музыку. Мне кажется, что она вообще могла бы стать очень известным исполнителем", – рассказывает Арсений.
"Я с ней говорила за два дня до ареста, и я ей много раз говорила, что я всегда утром проверяю две вещи: взял ли Путин Киев и не посадили ли ее. Только две вещи каждое утро меня интересуют. И я знала, что две эти точки двигаются. Сашин стиль жизни и ее существо как она есть – и тоталитарная машина", – говорит Соня.
"Да, проще сейчас взять и не думать о том, что идет война в Украине, что не просто кто-то, а твоя страна убивает людей. Можно и не рефлексировать на эту тему, и тебе будет проще жить, – замечает Арсений. – А люди, которые рефлектируют на эту тему, переживают, – им сложнее. Это тот коктейль, который у Саши есть, но он абсолютно в ней гармоничный".
"Когда началась война, к этому стало невозможно относиться иронично. Тут уже не до иронии и насмешек, – подчеркивает Кирилл. – И тут-то и оказалось, что Сашина искренность – это то, что и нужно, и важно прямо сейчас".
Скочиленко задержали в квартире ее друга. Полицейские заявились к нему домой, отобрали телефон и вынудили его написать девушке, чтобы она пришла к нему. После того как Скочиленко появилась в его квартире, ее сразу задержали. В ходе обыска на съемной квартире Саши был изъят ее ноутбук и вся остальная техника. Друзья Скочиленко говорят, что ее задержание не стало сюрпризом, но они считают, что срок до 10 лет лишения свободы по статье о "фейках" о российской армии – неоправданно суровое наказание, так же как и то, что ее отправили в CИЗО на время следствия. У Скочиленко целиакия – генетическая непереносимость глютена: его употребление грозит ей серьезными проблемами со здоровьем, вплоть до онкологии и заболеваний нервной, костной и эндокринной систем.
"Какую опасность такой человек, который любит играть музыку в лесу, может представлять РФ? – возмущается подруга Скочиленко Соня. – Девочка из коммуналки из Санкт-Петербурга?"
"Когда Сашу арестовали, поместили в СИЗО, было очевидно с самого начала, что это показательное дело. Что ее будут закатывать, – подчеркивает Кирилл. – Я в этой повестке и понимаю, как это работает. Не было надежды особой. И ее все-таки закрыли, тем более с формулировками про сестру во Франции и друзей в Украине".
"Я думаю, учитывая ее силу духа, это вопиющая несправедливость, к которой не мог быть готов никто", – подчеркивает Анастасия.
"Меня это возмущает, потому что это история про сильных, которые обижают слабых, – считает друг Скочиленко Кирилл. – Но я не считаю Сашу слабой. Потому что в ее мирности и доброте и есть настоящая сила, которая сейчас может быть оружием против всего этого беспредела".