Уроженец Грозного Салман Мукаев бежал в Армению. По его словам, оставить родной город и семью ему пришлось после того, как полицейские били его и заставляли признаться в связях с мужчинами. На Салмана они вышли из-за сайта знакомств, где он общался с женщинами: полицейские сочли, что там проявлялся и интерес к мужчинам, и требовали сотрудничества с ними, чтобы искать других геев.
Из Армении Мукаев хотел вылететь в европейскую страну, которая готова предоставить ему убежище. Но на паспортном контроле его остановили и сказали, что он объявлен в розыск в России и не может пересечь границу. Он попросил убежища в Армении.
Настоящему Времени Салман Мукаев рассказал, как ему удалось убежать из России и чего от него хотели полицейские.
— Как вам удалось бежать из Чечни и оказаться в Армении?
— Я ночью просто выехал на такси из республики. Сперва Ингушетия, потом уже Москва, из Москвы уже в Беларусь, а оттуда – сюда, в Армению.
— Скажите, пожалуйста, тогда в Грозном, когда вас задерживали полицейские или представители ФСБ, вам объясняли, для чего необходимо было вообще знакомиться с геями? Что это за охота такая на геев в Чечне?
— Я не понимаю. Я вообще общался с женщинами, и они в переписке нашли что-то такого подобного характера, наверное. Я вообще не понимаю. Факт в том, что меня объявили геем, и я должен был с ними сотрудничать.
— До того как вам удалось сбежать из Чечни, как долго длилось это так называемое сотрудничество? Как долго вы знакомились с геями? Вы можете приблизительно знать, скольких мужчин после этих знакомств задерживали, что с ними происходило далее?
— Вообще ни разу я не знакомился. До того как я подписал с ними бумагу о сотрудничестве, я ни разу с ними не общался. У меня не было никаких встреч. Просто тупо взяли из-за того, что я на сайте общаюсь, и внаглую решили придраться ко мне. Я до этого никогда не встречался и не общался [с геями].
— А уже когда вас заставляли, по вашим словам, знакомиться с геями на сайте, сколько это продлилось по времени?
— Когда они меня отвезли домой, сказали: "Потерпи неделю, пока раны заживут. И через неделю мы приедем и дальше уже дадим инструкции". Но я в тот же вечер выехал из республики.
— Вы якобы согласились на сотрудничество, но ожидали момента, чтобы вовремя сбежать?
— Да.
— Каким образом Армения вас не выпустила из страны? Вы пришли в аэропорт, что было дальше?
— Я обращался в посольство, у меня были специальные документы с визой [и со всем остальным]. Предоставил документы, они, видимо, по базе пробили, выяснили, что я нахожусь в розыске в России, и задержали, не выпустили меня к трапу, на самолет не посадили.
— При этом политическое убежище Армения вам предоставлять пока что не собирается?
— Пока что под вопросом. Я обратился в миграционную службу, и мой вопрос решается. Интервью пока не было.
— Вы писали заявление в Следственный комитет России, заявляли о пытках в Чечне. Вы знаете, дали ли этому заявлению какой-то вообще ход?
— Когда я находился в Беларуси, первое, что я сделал, – я в интернете наткнулся на этот сайт и написал им. Но в тот день, видимо, выходной был, и мне не ответили. Буквально через день уже вышел на Кочеткова, он меня связал с человеком, и оттуда меня уже вывезли.
— Как сейчас в целом вы можете описать свое положение? Откуда ждете помощи?
— Помощи пока что [я не жду]. Я себя не чувствую в полной безопасности. В относительной – да, но в полной не чувствую, так как в любое время меня могут просто выдать России.
— Из-за границы вы пытались связаться со своими родственниками, со своей женой?
— Нет. Жену забрали уже родственники, я с ними не общаюсь.
— Я так понимаю, что вам помогали покинуть Россию активисты из "Кавказ SOS". Почему выбрали конечный пункт именно Армению из Беларуси?
— Наверное, она показалась более безопасной на первое время, так как у меня не было загранпаспорта, и это был единственный вариант, потому что в Беларуси находиться тоже было опасно.
— А политическое убежище в одной из европейских стран вам обещали дать и без заграничного паспорта?
— Да.