Ссылки

Новость часа

"Люди на протестах спасают честь и совесть Грузии". Грузинский политолог объясняет, как круизные лайнеры из РФ раскололи власть и население


"Им нет места в нашей стране! Они убивали детей в Украине!" Батуми снова вышел на протесты против лайнера с туристами из РФ
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:23 0:00

"Им нет места в нашей стране! Они убивали детей в Украине!" Батуми снова вышел на протесты против лайнера с туристами из России

В Батуми ночью 31 июля собрался новый митинг против прибытия в город круизного лайнера с российскими туристами на борту. Участники акции принесли грузинские и украинские флаги, некоторые активисты пришли с плакатами на которых написано "Россия – террористическое государство", "Россия – оккупант" и "Абхазия – это Грузия". Полицейские задержали девять человек, сообщает "Эхо Кавказа".

РИА Новости позже сообщило со ссылкой на агентства по продаже круизов, что лайнер Astoria Grande заходить в Батуми больше не будет.

Политический аналитик Гела Васадзе рассказал Настоящему Времени о расколе в обществе из-за того, что власть Грузии "делает деньги на отношениях с Россией" и одновременно ищет новых торговых партнеров – например, в Китае: "Это элемент такого торга с Западом: "Ребята, вы на нас не очень давите, потому что у нас есть альтернатива". Однако население страны, по словам Васадзе, вызов Евросоюзу в целом не поддерживает.

Политолог Гела Васадзе объясняет, как круизные лайнеры из России раскололи власть и население Грузии
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:36 0:00

– В Батуми протестуют против лайнера с российскими туристами. До этого митингами в Тбилиси встречали первый самолет из Москвы. Несмотря на протесты, интеграция Грузии с Россией становится только сильнее?

– Я бы не сказал про интеграцию, но все это, конечно же, скверно. Скверно по нескольким пунктам. Первое – это то, что, конечно же, о чем речь, очередной визит русского корабля в Батуми плох тем, что он очередной. Во-вторых, то, что далеко не все в Грузии, к сожалению, понимают, о чем идет речь, не понимают опасность всего этого. Но самое главное – это то, что эти визиты, отмена виз (с 2001 года, кстати, визы были введены Российской Федерацией), и, соответственно, поток туристов и потепление отношений – это не что иное, как интегральная часть гибридной войны России против Грузии, против Украины, да и против всего свободного мира, давайте прямо скажем.

– Говоря об отмене виз, вы имеете в виду отмену виз для граждан Грузии для поездок в Россию? Потому что для поездок в Грузию визы россиянам были не нужны. Мы, наверное, можем это трактовать как действия со стороны Москвы. Но зачем это грузинским властям?

– У меня есть своя версия: очевидно, для торга с Западом, очевидно для того, чтобы показать, что "ребята, не давите на нас в плане демократии, не давите на нас в плане 12 пунктов по получению кандидатства, у нас есть альтернативы". Россия – это не альтернатива, и это все прекрасно знают. Но буквально на прошлой неделе был визит премьер-министра Грузии в Китай, и заговорили о том, что отношения между Грузией и Китаем выходят на стратегический уровень, то есть уровень стратегического партнерства. До этого момента на сегодняшний день у Грузии в стратегических партнерах Азербайджан, что понятно, Турция, Украина, США и Евросоюз. Если к этому добавится еще и Китай, то будет понятно, что это, опять-таки, элемент такого торга с Западом: "Ребята, вы на нас не очень давите, потому что у нас есть альтернатива". И если Москва – это точно не альтернатива, то Пекин – как вам сказать, хотя тоже вряд ли, потому что у китайцев нет здесь такого влияния.

– Если говорить про эти протесты, были, например, как я уже упомянул, протесты, когда прилетел первый самолет из Москвы, но в аэропорту Тбилиси, например, на протяжении уже нескольких месяцев никаких митингов нет. То есть эта протестная волна в Грузии на самом деле не такая уж и широкая?

– Так я и сказал о том. Понятно, что отношения и протесты – это не тот триггер; что прилетел самолет, зашел пароход – это не тот триггер, чтобы вывел широкие массы людей. Вот эти люди, которые сейчас на протестах, они, в общем-то, спасают честь и совесть Грузии от всего этого, показывая, что они недовольны. Но большинство просто тихо сидит и злится, это понятно.

– Нет ощущения, что Грузия разворачивается? Вы упоминали Китай, я еще вчера заметил новость о том, что Гарибашвили заявил о том, что в школах Грузии, может быть, начнется изучение китайского языка. Это уход от Европы или нет?

– Это не столько уход от Европы, это попытка показать Европе и конкретно Брюсселю и Вашингтону, прежде всего, что "ребята, мы можем уйти". Но они не могут на самом-то деле! Дело в том, что, чтобы уйти от Европы, чтобы уйти от западного вектора развития, я уже не говорю про конституционные нормы и так далее, здесь необходимо просто поменять общество полностью. Речь идет и о лидерах общественного мнения, речь идет об общественных настроениях. А общественные настроения меняют именно лидеры общественного мнения.

Так как у нас доминанта западного вектора, а пророссийское влияние ограничивается в пределах пяти процентов, не более того, я уже не говорю про китайцев, то я думаю, что это вряд ли получится. И это прекрасно понимают власти. Власти делают такие демонстративные шаги, чтобы только поторговаться. Но они прекрасно понимают, что изменить общество в Грузии, по крайней мере, в ближайшие годы, не получится. Другое дело, что если делать это шаг за шагом очень долгие годы, тогда уже может что-то получиться. Но я надеюсь, что этого, конечно, не произойдет, не дадим.

– А зачем все-таки властям эта интеграция, такая показная? Я имею в виду то, что в Грузии сейчас много граждан России, которые приезжали по земле. Но зачем запускать самолеты? Зачем запускать так демонстративно именно круизные лайнеры?

– Давайте будем справедливыми, инициатива-то исходила не от грузинской стороны. То есть Москва фактически ведет свою гибридную войну. Вот то же самое, что со странами Африки, с Грузией это еще более показательно, потому что Грузия – это та страна, часть которой оккупирована. На данный момент 20 процентов территории оккупировано. Во-вторых, речь идет о том, что с Грузией была та же история, что и с Украиной: "Ничего, все хорошо". То есть это своего рода оправдание российской агрессии. А что касается властей Грузии, ну, делают они достаточно серьезные деньги на торговле с Россией сегодня. И второй момент, тоже немаловажный: в данном случае я только повторюсь, что, конечно же, это сигнал Западу, что "не надо на нас давить, мы будем жить так, как мы будем, у нас будет такая гармонизация, а если нет, то вот, пожалуйста, альтернатива в виде Москвы или даже Пекина присутствует".

– А что может быть точкой для каких-то широких протестов? Вот мы видели несколько месяцев назад протесты в Грузии против принятия похожего на российский закона об иностранных агентах. Его в итоге, насколько я понимаю, не приняли. Но где та точка, которая может вызвать более широкое недовольство в Грузии?

– Смена курса, например, откровенная смена курса, восстановление дипломатических отношений или, например, открытие железной дороги через Абхазию. Вот это может быть очень серьезно. Но грузинские власти прекрасно это понимают. Власти Грузии хорошо чувствуют эту грань. Пароход – да, пошумят, позлятся и успокоятся. Самолеты – пошумят, позлятся и успокоятся. Ожегшийся на молоке, я имею в виду закон об "иноагентах", сейчас будет дуть на воду – это понятно.

– А как-то это на электоральные перспективы "Грузинской мечты" влияет? Когда в Грузии следующие выборы в парламент?

В Грузии нет достойной оппозиции, которая способна организованно представлять из себя альтернативу "Грузинской мечте"

– В следующем году осенью. То есть чуть больше года осталось до следующих выборов. Вы знаете, нет, потому что любые выборы, давайте признаемся честно, – это про внутреннюю политику, про то, кто у тебя конкурент. К сожалению, в Грузии нет сейчас достойной оппозиции, которая способна действительно организованно представлять из себя альтернативу "Грузинской мечте". Если она вдруг возникнет, еще впереди год с лишним, то вполне все возможно. Но пока этой оппозиции нет, пока в оппозиции внутри идет грызня, во многом благодаря действиям самой правящей партии, то при этом раскладе сейчас "Грузинской мечте" изнутри мало что угрожает на выборах.

– Часто говорится о том, что нынешние грузинские власти пророссийские. Вы согласны с такой оценкой?

– Если считать, что [она совершает] действия, которые помогают России выжить в условиях санкций и изоляции, то они пророссийские.

XS
SM
MD
LG