США могут передать Украине истребители. Начальник штаба ВВС США Чарльз Браун допустил, что это могут быть самолеты как американского, так и европейского производства. Gripen из Швеции, Eurofighter или французские Rafale, а вот конкретную американскую модель Браун не озвучил, сообщает издание Politico. Авиаэксперты, с которыми мы поговорили на правах анонимности, предположили, что речь может идти о модели F-16.
Gripen, Eurofighter, Rafale – истребители четвертого поколения, они были разработаны в конце XX века. Это все реактивные самолеты, которые могут нести под крылом ракеты, способные находить цели на расстоянии до нескольких сотен километров. Все машины изначально очень похожи друг на друга, у них даже форма одинаковая. Это так называемая аэродинамическая схема "Утка". Истребители изначально были серьезно оснащены как средствами обнаружения противника, так и средствами для защиты от вражеских ракет, но за годы службы все самолеты прошли несколько стадий модернизации. И сейчас это довольно современные истребители, если сравнивать их с теми, что есть в арсенале ВСУ.
Российский конкурент этих самолетов европейского и американского производства – легкий истребитель МиГ-29. Это еще советская разработка. Такие есть и в украинской армии. Там еще до полномасштабной войны планировали заменить их на самолеты натовских стандартов. А после полномасштабного вторжения России в Украину попросили у партнеров о передаче уже конкретных моделей.
Перед тем, как сравнить западные и российские самолеты, стоит объяснить, как выглядит воздушный бой таких истребителей. Он начинается задолго до того, как два пилота смогут встретиться взглядом. Дистанция так называемого дальнего боя – больше 100 километров. Среднего боя – от 50. Задача каждого истребителя – первым увидеть врага на радаре и выпустить по нему ракету. Эксперт из России на условиях анонимности отмечает, что средства обнаружения в арсенале западных истребителей эффективнее.
После того как пилот запускает ракету, на истребителе, по которому стреляют, срабатывает оповещение, что самолет стал целью. Чтобы спасти машину, летчик должен включить так называемое БРЭО: бортовое радиоэлектронное оборудование, которое должно создать помехи и отвести ракету. По мнению анонимного собеседника, эта система в арсенале западных истребителей тоже работает лучше, чем на МиГ-29. При этом эксперт считает, что отдельные модификации российского истребителя лучше маневрируют в воздухе и более эффективны в ближнем бою.
Военный эксперт из Литвы Эгидюс Папечкис в комментарии Настоящему Времени подчеркнул, что сегодня гораздо важнее знать и быстро использовать системы вооружения истребителей, чем уметь показывать фигуры высшего пилотажа. Эпоха ближнего боя осталась в XX веке.
Возникает логичный вопрос: а почему летчики все время не летают с включенной системой помех, если она защищает их от вражеских ракет? Во-первых, эти помехи вредят не только противнику, но и союзникам. Во-вторых, излучение, которое самолет защищает, с другой стороны делает его еще более видимым для других истребителей и средств ПВО.
Истребители, которые перечислил начальник штаба ВВС США Чарльз Браун, стоят на вооружении стран НАТО. И хотя Швеция только вступает в Североатлантический альянс, свой самолет Gripen в королевстве создавали с учетом стандартов НАТО. По мнению собеседников как из ЕС, так и из России, это один из наиболее удачных вариантов среди конкурентов. В первую очередь из-за его относительной неприхотливости. Опытный пилот может посадить шведский истребитель даже на автомобильную полосу, а потом с нее же взлететь.
По мнению опрошенных нами экспертов, переучиться летать на легком истребителе стандарта НАТО реально за несколько месяцев. Но тут важно понимать, что обучать надо не только пилотов, но и команду, которая будет обслуживать борт на земле. За одним летным часом в бою часы, десятки часов или даже дни работы в ангаре.
Также важно учитывать, что у идеи передачи таких самолетов Украине могут быть противники, потому что, если российская армия собьет такую машину над территорией, которую контролирует Москва, она получит физический доступ к технологиям НАТО. С другой стороны, истребители четвертого поколения – это машины, от которых в НАТО постепенно уходят. Страны вооружают более современными истребителями. И поэтому самолеты наподобие тех, что перечислил глава штаба ВВС США Чарльз Браун, возможно, как бы высвобождаются. Если их не передадут Украине, они рано или поздно будут законсервированы. Больше можно будет сказать, когда с официальными заявлениями выступят профильные чиновники и военные. В командовании Воздушных сил Украины высказывание руководителя штаба ВВС США пока оставили без комментариев.
Новость о возможной поставке Киеву истребителей НАТО в прямом эфире Настоящего Времени прокомментировал авиационный эксперт Валерий Романенко.
– Насколько Украине сейчас необходимы западные истребители?
– Крайне необходимы, потому что вы видите, что сейчас происходит. Сейчас идет упор на уничтожение мирного населения с помощью высокоточного оружия, но и сомнительной высокоточности тоже. А лучший способ защиты от крылатых ракет – это самолеты. Во время движения крылатая ракета в состоянии обойти зоны действия зенитно-ракетных комплексов. А вот если ее захватил радар, передал на борт самолета ее маршрут и самолет ее захватил, то тут уже с ней разделаться не составляет никакого труда.
То есть наиболее эффективное средство уничтожения крылатых ракет, которые сейчас наносят удары по торговым центрам, оптовым рынкам в дневное время, то есть так, чтобы вызвать максимальное количество жертв. Так вот наиболее эффективное и активное средство уничтожения крылатых ракет – это самолеты-истребители.
– А что касается польских Су, которые Варшава вроде соглашалась передать Украине в обмен на то, что ей США поставят какое-то западное оружие?
– У поляков Су – это самолеты еще третьего поколения. У России самолеты пятого поколения. Речь идет о Су-22 в экспортном варианте или Су-17, как они были в России. То есть эти самолеты нам на месяц активных боевых действий, и они будут сбиты, они, в общем, недостаточно соответствуют требованиям времени. Поляки могли бы нам поставить МиГ-29. Это такого же типа самолеты, как мы сейчас используем в боевых действиях, но только более ранние их варианты, еще менее совершенные, чем российские самолеты Су, правда, с некоторыми натовскими усовершенствованиями. Но ввиду закрытой архитектуры системы вооружения по собственно ракетам и системам обнаружения, системам управления, системам управления оружием они не соответствуют современным стандартам по-любому.
Если мы хотим закрыть небо над Украиной, то нам все-таки нужны будут более современные истребители поколения 4++. У России это Су-35, Су-30. Для того чтобы эффективно им противодействовать, мы должны иметь самолеты такого же поколения с таким же поколением вооружения. То есть если у нас сейчас ракеты с полуактивным наведением, то есть мы должны в луче радиолокатора держать ракету почти до попадания, там за минимальное расстояние до цели включается собственный радар ракеты. То у россиян ракеты с активным наведением, которые действуют по принципу "выстрелил – забыл". Выстрелил, немедленный противоракетный маневр, и уходит из возможной зоны поражения. А мы, к сожалению, пока этого лишены. Поэтому нам срочно нужны современные боевые самолеты, которые могли бы защитить наше небо и наших мирных граждан.
– А если Запад поставит Украине современные самолеты, то сколько же должна идти подготовка летчиков?
– Я много общался с экспертами по этому поводу. Называют срок для того, чтобы летчик был готов просто к перехвату крылатых ракет и дальнему воздушному бою (то есть как на экране компьютера: увидел, пустил ракету, увернулся, ушел) – это четыре-пять месяцев. Для того чтобы пройти достаточно полный курс боевой подготовки, то есть хотя бы действия "воздух-воздух", воздушные бои, на это нужно минимум шесть месяцев.
Все современные самолеты универсальны. Это в одном лице и истребитель, и истребитель-бомбардировщик, бомбардировщик, он же штурмовик. Штурмовик так слабенький, но истребитель-бомбардировщик – это примерно такого же класса самолет. Требуется также пройти курс действий по наземным целям, это еще месяц. Все это просто для того, чтобы получить квалифицированного пилота, который готов к выполнению всех видов боевых заданий. Еще следует не забывать о наземном персонале и офицерах боевого управления и подготовки аэродромов. Все это должно быть комплексно.