В оккупированном Херсоне российские войска и назначенные ими "власти" говорят о вводе российского рубля и включили российские телеканалы. Два дня назад российские госагентства сообщали, что якобы Украина отключила Херсонскую область от мобильной связи, а позже появились сообщения о том, что Россия подключает там своих операторов.
Что же на самом деле происходит со связью и какие еще действия предпринимают оккупационные войска, Настоящему Времени рассказал депутат Херсонского облсовета Сергей Хлань.
— Поясните, пожалуйста, ситуацию со связью и интернетом в Херсоне. Известно ли, что произошло и как сейчас работает связь?
— Да, действительно, два дня назад пропала мобильная связь и мобильный интернет в Херсоне и во всей Херсонской области. Вчера, как вы правильно отметили, начал появляться один интернет-провайдер, который шел через оккупированный Крым, через Россию, он начал подавать украинскую связь.
Оккупанты тут же воспользовались этой ситуацией и обвинили в том, что украинская власть отключила интернет и связь, якобы отказываясь от них. Но фактически, как заявляли украинские провайдеры, произошла техническая авария в зоне боевых действий. И вчера уже частично начал появляться мобильный интернет и мобильная связь Vodafone Light в довольно слабом сигнале.
Но сегодня уже Vodafone практически возобновляет связь на оккупированной Херсонщине. Поэтому все фейки Российской Федерации о том, что кто-то кого-то бросил, кто-то от кого-то отказывается, – это очередная манипуляция, это очередная брехня российской пропагандистской машины. Это исключительно технический вопрос.
Действительно, для жителей Херсонской области и Херсона это были болезненные двое с половиной суток, потому что отсутствие любой информации, отсутствие связи, отсутствие возможности делиться между собой новостями и ситуацией в том или ином городе действительно встревожило большое количество населения. Но тем не менее, слава богу, ситуация налаживается. Люди выходят на связь. И я уже вчера вечером имел возможность поговорить со многими жителями Херсонщины в разных ее частях. И люди сохраняют спокойствие, люди понимают всю сложность ситуации, люди понимают, что оккупанты всячески действуют для того, чтобы дестабилизировать ситуацию. Но тем не менее ситуация возвращается под контроль и связь появляется.
— Вы сказали, что не надо верить фейкам российских СМИ о том, что это Украина сама что-то отключила. Вы сказали, что связь восстанавливается. Вы не верите в ту мысль, что именно россияне совершенно намеренно отключили связь в регионе для того, чтобы интегрировать этот регион, во всяком случае с точки зрения интернета, к Крыму, к России?
— Верю, безусловно. Произошел технический сбой, и оккупанты воспользовались им, начали отключать сеть по всей области. Оккупант действительно начал блокировать действие сигнала украинской связи. Произошла одна техническая авария, и оккупант, воспользовавшись этим, начал глушить сеть по всей области. Действительно так. И они сразу же начали раскручивать информационную пропаганду, воспользовавшись этой ситуацией. Оккупант действует очень изощренно и в своем стиле: подлом, брехливом. И их ничего не останавливает.
— Сейчас в Херсоне по телевидению можно смотреть только российские телеканалы?
— Да, абсолютно правильно. Уже больше месяца как оккупанты отключили все украинские телесигналы. И единственный продукт, который можно смотреть, – это пропагандистские каналы Российской Федерации. Единственное, что местный телеканал ВТВ продолжает транслировать. Но тем не менее он захвачен российскими оккупантами, и через местный херсонский канал ВТВ разгоняют точно так же пропагандистские фейки Российской Федерации, российских оккупантов уже вместе с новоназначенными гауляйтерами, такими как Сальдо, он там активно дает комментарии.
Тут надо поднимать вопрос о блокировке и финансовых санкциях этой телекомпании, потому что она зарегистрирована в Украине. Надо на сегодняшний день всячески блокировать и финансовое состояние этой компании, и ее возможность пользоваться радиочастотами Украины.
— Вы можете рассказать, какая ситуация в Херсонской области в том числе с продуктами? Мы сейчас видим сообщения о том, что, например, в Мелитополе уже открываются магазины, которые продают продукты за российские рубли. Как в Херсоне с этим?
— Оккупант выдал постановление, причем примечательно, что не херсонский областной назначенец-оккупант Владимир Сальдо, а новокаховский гауляйтер Владимир Леонтьев опубликовал указ о переходе на рубль с 1 мая и обязал во всех торговых сетях и во всех учреждениях принимать российский рубль. Правда, непонятно, по какому курсу это будет происходить и где он будет ходить. Но тем не менее такой указ есть.
Примечательно, что это делает гауляйтер какого-то одного из районов, а гауляйтер всей Херсонской области отмалчивается по этой ситуации. Мы понимаем, что координации четкой нет, четко принятого решения нет. И на мой взгляд, это просто выслуживание некоторых гауляйтеров: такая своеобразная конкуренция между собой. Знаете, как крысы в одной банке грызутся, лишь бы выслужиться перед Путиным и перед кремлевским руководством.
— Но пока нет такого, что гривну в магазинах не принимают?
— Нет, такого нет. Вчера появилась информация от моих друзей, даже от некоторых журналистов о том, что, приходя в магазин, им говорят: "Завтра приходите с рублями". Но это "завтра" все никак не настанет. Пока мы мониторим ситуацию, свободно ходит гривна. Рубль никто не хочет брать, да и непонятно, где его брать и зачем. Поэтому на сегодняшний день свободно ходит гривна и никаких препятствий нет.
— Что известно про вчерашние взрывы? Алексей Арестович написал, что это Чернобаевка-18. Вы можете подтвердить?
— Да, действительно, были прилеты наших вооруженных сил в Чернобаевку. Оккупанты продолжают Чернобаевку использовать как своеобразный хаб военной техники и военнослужащих, которых они присылают на усиление из Крыма. Эта идея наступления на административные границы Херсонской области все еще их не покидает. Я так понимаю, они все готовятся к сакральной дате 9 мая, готовятся преподнести какие-то свои победы. Поэтому они стягивают вооруженные силы. А наши вооруженные силы доблестно их хоронят в Чернобаевке.